Информационные материалы к государственному экзамену по специальности «Управление качеством», раздел «Всеобщее управление качеством», подраздел «Юридические и нормативные факторы», страница 4

Юридические нормы могут касаться только вопросов качества (безопасности) (закон РФ «О радиационной безопасности населения» 1996 г.) или требования к качеству входят как часть более общей юридической нормы. Примером более общей нормы является, например Гражданский кодекс РФ, где вопросы качества электрической энергии выделены в отдельную статью (ст. 542 ГК ).  Наиболее часто  применяемой практикой в настоящее время является введение технических требований и процедур их подтверждения в юридические нормы в виде ссылок на ранее принятые технические стандарты или регламенты.   Ответственность за нарушение требований наступает как ответственность за превышение предельно допустимого риска для человека, имущества и окружающей среды (при этом собственно ущерба может не быть), или как ответственность причиненный дефектной продукцией ущерб.  Ответственность за любой ущерб от некачественной продукции также входит как часть общих юридических норм (например, Уголовный кодекс, Кодекс законов о труде и др.), регулирующих жизнь общества. Уполномоченные органы, отвечающие за реализацию законодательно закрепленных требований к качеству, определяются государством. Это могут быть как государственные службы, так и негосударственные организации, уполномоченные государственной властью. По субъекту нарушения требований юридические нормы, связанные с качеством,  могут относиться к гражданскому праву, административному праву, уголовному праву.   Меру ответственности за нарушение нормы определяет либо назначенный орган во внесудебном порядке в пределах данных государством полномочий, либо суд. Последнее слово в любой ситуации остается за судом высшей инстанции.

3. Источники права в сфере качества в России и за рубежом.

3.1. Источники российского права в области качества.

Общая структура источников национального права приведена на рис. 5.1 для государства – участника межгосударственного союза. Схема на рис. 6 отражает общие принципы построения национального законодательства, которое относится и к вопросам качества.

         СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА                 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 


 Межгосударст-        Национальный          Ратифицированные                        Право межгосударст-         

 венный  Суд                        суд                     международные                              венного    Союза

                                                                            соглашения                     

                                                                                  

                                                                                                                                 

   Постановления                           

                                                                                                                                        Решения

 


      Правовые акты

Национальные законы

 


Подзаконные акты

 


                                                                                                                     

    ИСПОЛНЕНИЕ                            КОНТРОЛЬ                               НАКАЗАНИЕ                                  

Рис. 6. Структура источников национального права.

Законодательство, связанное с проблемой качества продукции и процессов, как форма регулирования общественных отношений, развивается в двух основных направлениях:

¨  Регулирование торговых отношений;

¨  Управление безопасностью объектов, обладающих потенциальным риском относительно здоровья и имущества людей, окружающей среды.

В период тотального государственного регулирования  производства и потребления в России (до 1991 г) требования к качеству определялись как соответствие государственным стандартам и других технико-экономическим требованиям.  Нарушения стандартов преследовалось по закону и считалось преступлением против государства. Таким образом, государство брало на себя всю полноту юридической ответственности за качество,  регулируя при этом весь жизненный цикл любой продукции.  В рыночной экономике воздействует только на отдельные виды социально-экономических отношений, оставляя определенную свободу для предпринимательской инициативы в производстве и формировании потребительских рынков. При этом государственный контроль за качеством уменьшается и ориентируется только на определенные сферы отношений и\или отрасли экономики, регулируя отношения в области качества частично.  В России, как и во всех развитых странах, весь спектр отношений по вопросам качества четко делится на законодательно регулируемую и законодательно не регулируемую (добровольную) области.  В добровольной области  государство берет на себя лишь репрессивную роль в случае возникновения торговых споров по качеству или в случае нанесения ущерба  здоровью, имуществу и окружающей среде.  Считается , что рыночные отношения должны формироваться таким образом, чтобы сделать некачественный товар неконкурентоспособным.  Однако основы законодательства в сфере качества в РФ, ориентированные на развитие рыночной экономики, были сформированы быстро в течение 1992 – 1994 гг, а  производительная и потребительская культура  оказались не способны трансформироваться так интенсивно.  Можно сказать, что законодательство значительно опередило тот уровень отношений, к которому были готовы потребители и производители. Отметим основные тенденции развития отношений в области качества, связанные с изменением законодательства.

Негативные: