Указанная на рис.2.1 терминология является предложением автора и не имеет юридической силы. Далее в книге терминология будет использоваться в соответствии принятыми и действующими в настоящее время правовыми нормами.
2. Основные цели правового регулирования в сфере качества.
Сформулируем основные цели общества в сфере качества, вытекающие из анализа действующих нормативно-правовых актов:
1. Предотвратить попадание на рынок (сбыт) товаров, свойства или процессы изготовления которых не отвечают установленным в определенном порядке требованиям безопасности к здоровью, жизни и имуществу человека, требованиям экологической безопасности.
2. Предотвратить использование технологий, средств производства и производственных объектов, сырья и материалов, которые могут нанести ущерб здоровью, жизни и имуществу человека и окружающей среде.
3. Гарантировать полную и объективную информацию о потребительских свойствах объектов купли-продажи.
4. Гарантировать потребителю и обществу право на возмещение вреда (ущерба), причиненного продукцией или процессом ненадлежащего качества.
5. Гарантировать свободное производство и обращение продукции и процессов, соответствующих установленным обществом требованиям.
Для реализации этих задач необходим эффективный механизм управления, включающий в себя инфраструктуру, осуществляющую реализацию и улучшение функций управления. По субъекту управления деятельность в сфере качества можно разделить на государственное и негосударственное регулирование. В первом случае ответственность за осуществление функции управления берет на себя государство, создавая юридическую основу в виде законов, постановлений, правил и норм, и соответствующие органы государственного регулирования. Примерами являются «Закон о защите прав потребителей» 1992 г. (законодательство России), Директива Европейского Союза 92\59\ЕЭС по общей безопасности продукции (Европейское законодательство), Международная конвенция о защите озонового слоя Земли, Акт о защите потребителя 1987 г. (Соединенное королевство) и законодательные нормы других стран. Во втором случае, ответственность берет на себя - какая либо общественная организация, обычно представляющая объединение физических и юридических лиц по отраслевому, национальному или иному признаку. Выполнение требований таких организаций не являются обязательными, но их не выполнение серьезно затрудняет торговлю тем или иным видом продукции в национальном или международном масштабах. Например, при возникновении торговых споров по количеству и качеству поставляемой продукции, обычно для проведения испытаний качества продукции привлекается независимая организация, удовлетворяющая поставщика и потребителя. При поставке продукции на европейский рынок выбор необходимым условием выбора такой организации является ее членство Международной Федерации Инспекционных Агентств (IFIA), хотя этого требования нет ни в общеевропейских, ни в национальных юридических нормах. В области международной торговли трубами нефтегазового комплекса таким условием рынка является проверка качества труб и производств по требованиям Американского нефтяного института (АРI). Не государственные организации осуществляют воздействие на рынок в той области, которая не регулируется государственными институтами, но является важной для общества. Более детальная классификация управления качеством по уровню регулирования приведена на рис.3.
Государству воздействия
Регулируемое уровень и процессов
Законодательно Национальный По свойствам Репрессивный
Не регулируемое продукции и
Процессов
К организации
Рис.3. Классификация видов управления качеством со стороны общества.
Разработка юридических норм и правил в сфере качества является неотъемлемой частью деятельности государства и общества. В структуру любого юридического документа в сфере качества входят разделы, связанные с определением объектов, на которые распространяется норма, их регламентированных свойств, ответственности за их нарушения и процедуры контроля. Схематично общая структура юридической нормы (национальной или международной) приведена на рис. 5.
Терминология, Требования Ответственность Органы, Сроки
Объекты и субъекты к свойствам, за нарушения отвечающие действия,
Регулирования, процедуры за реализацию Порядок
Порядок реализации подтверждения изменения
нормы соответствия нормы
Рис. 5. Структура юридической нормы, регулирующей отношения в сфере качества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.