Информационные материалы к государственному экзамену по специальности «Управление качеством», раздел «Всеобщее управление качеством», подраздел «Юридические и нормативные факторы», страница 3

Указанная на рис.2.1 терминология является предложением автора и не имеет юридической силы. Далее в книге терминология будет использоваться в соответствии принятыми и действующими в настоящее время правовыми нормами.

2. Основные цели правового регулирования в сфере качества.

Сформулируем основные цели общества в сфере качества, вытекающие из анализа действующих нормативно-правовых актов:

1.  Предотвратить попадание на рынок (сбыт) товаров, свойства или процессы изготовления которых не отвечают установленным в определенном порядке требованиям безопасности к здоровью, жизни и имуществу человека, требованиям экологической безопасности.

2.  Предотвратить использование технологий, средств производства и производственных объектов, сырья и материалов, которые могут нанести ущерб здоровью, жизни и имуществу человека и окружающей среде.

3.  Гарантировать полную и объективную информацию о потребительских свойствах объектов купли-продажи.

4.  Гарантировать потребителю и обществу право на возмещение вреда (ущерба), причиненного продукцией или процессом ненадлежащего качества.

5.  Гарантировать свободное производство и обращение продукции и процессов, соответствующих установленным обществом требованиям.  

Для реализации этих задач необходим эффективный механизм  управления, включающий в себя инфраструктуру,  осуществляющую реализацию и улучшение функций управления. По субъекту управления  деятельность в сфере качества можно разделить на государственное и негосударственное регулирование. В первом случае ответственность за осуществление функции управления берет на себя государство, создавая юридическую основу в виде законов, постановлений, правил и норм, и соответствующие органы  государственного регулирования. Примерами являются «Закон о защите прав потребителей» 1992 г. (законодательство России), Директива Европейского Союза 92\59\ЕЭС по общей безопасности продукции (Европейское законодательство),  Международная конвенция о защите озонового слоя Земли, Акт о защите потребителя 1987 г. (Соединенное королевство) и законодательные нормы других стран. Во втором случае, ответственность берет на себя - какая либо общественная организация, обычно представляющая объединение физических и юридических лиц по отраслевому, национальному  или иному признаку. Выполнение требований таких организаций не являются обязательными, но их не выполнение серьезно затрудняет торговлю тем или иным видом продукции в национальном  или международном масштабах. Например, при возникновении торговых споров по количеству и качеству поставляемой продукции, обычно для проведения  испытаний качества продукции привлекается независимая организация, удовлетворяющая поставщика и потребителя. При поставке продукции на европейский рынок выбор необходимым условием выбора такой организации является ее членство  Международной Федерации Инспекционных Агентств (IFIA),  хотя этого требования нет ни в общеевропейских, ни в национальных юридических нормах. В области международной торговли трубами нефтегазового комплекса таким условием рынка является проверка качества труб и производств по требованиям Американского нефтяного института (АРI). Не государственные организации осуществляют воздействие на рынок в той области, которая не регулируется государственными институтами, но является важной для общества.  Более детальная классификация управления качеством по уровню регулирования приведена на рис.3.

Управление качеством

 

По отношению к           По охвату территории         По объекту                       По механизму

  Государству                                                                                                                         воздействия

  Законодательно           Межгосударственный         По видам продукции              Превентивный

   Регулируемое              уровень                                         и процессов

  Законодательно           Национальный                       По свойствам                      Репрессивный      

  Не регулируемое                                                         продукции и

      Процессов

                                          Территориальный                 По  требованиям

                                                                                            К организации

Рис.3. Классификация видов управления качеством со стороны общества.

Разработка юридических норм и правил в сфере качества является неотъемлемой частью деятельности государства и общества. В структуру любого юридического документа в сфере качества входят разделы, связанные с определением объектов, на которые распространяется норма, их регламентированных свойств, ответственности за их нарушения и процедуры контроля. Схематично общая структура юридической нормы (национальной или международной) приведена на рис. 5.  


СТРУКТУРА НОРМЫ

 


            Терминология,          Требования            Ответственность      Органы,                     Сроки

      Объекты и субъекты      к свойствам,             за нарушения                  отвечающие  действия,

            Регулирования,          процедуры                                             за реализацию   Порядок

      Порядок реализации      подтверждения                                                                     изменения

                 нормы                   соответствия                                                                                   нормы

Рис. 5. Структура  юридической нормы, регулирующей отношения  в сфере качества.