- Для товаров, на которые имеется гарантия качества, продавец докажет, что недостатки возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования или хранения товара, или в результате действия третьих лиц (перевозка, хранение), или в результате действия непреодолимых сил; (ст.476 ГК)
- Если недостатки возникли после гарантийного срока или срока годности, в случае их отсутствия после 2 лет с момента продажи, если договором или законодательством не установлен больший срок (ст. 477 ГК);
- Если гарантийный срок менее 2 лет, а недостатки возникли после окончания гарантии, но в течение 2 лет, и покупатель НЕ докажет, что недостатки возникли до их передачи (ст. 477 ГК);
- Если покупатель не известит продавца в установленный договором (или законодательством) или разумный срок о нарушении условий договора о количестве, качестве, ассортименте, комплектности, таре, и продавец докажет, что невыполнение этого требования повлекло невозможность удовлетворения требований покупателя или влечет неоправданные расходы продавца для их выполнения, и то, что продавец не знал о недостатках товара до их передачи (ст. 483 ГК) – требование соответствует Венской конвенции о купле-продаже 1980 г;
- В случае одностороннего отказа продавца от исполнения договора из-за неоднократного нарушения продавцом сроков оплаты товара или неоднократной невыборки товара (ст. 523 ГК);
- Если заказчик услуги, несмотря на предупреждения подрядчика о непригодности или соответствующем качестве предоставленных заказчиком материалов, средств труда, документации и технологий или о неблагоприятных последствиях продолжения работ, не устранил в разумный срок причину опасности (ст. 716 ГК);
- Если вред, причиненный недостатками товара (работы, услуги) нанесен после действия гарантийного срока или срока службы, или, если они не установлены, в течение 10 лет со дня производства объекта (освобождение от ответственности не действует, если а) гарантийный срок или срок службы не установлены в нарушение норм законодательства, б) покупатель не извещен о сроках или последствиях использования товара после этих сроков, в) информация о товаре была недостоверной или не полной) (ст. 1097 ГК);
- Если владелец источника повышенной опасности докажет, что вред, причиненный источником повышенной опасности, возник из-за действия непреодолимой силы, умысла потерпевшего или источник выбыл из ответственности владельца вследствие действий третьих лиц (ст 1079 ГК);
- Вред возник в результате умысла потерпевшего (размер возмещения может быть уменьшен, если доказано, что имела место грубая неосторожность потерпевшего) (ст. 1083 ГК) ;
- Если продавец докажет, что вред возник вследствие (ст. 1098 ГК):
· Действия непреодолимой силы;
· Нарушения покупателем правил использования, хранения или транспортировки.
Принцип распределения ответственности установлен ст. 1080 ГК и требует солидарной ответственности лиц, причинивших вред.
Статья 1081 ГК определяет принцип регресса, то есть перехода ответственности за нанесенный вред. Если лицо возместило вред, причиненный другим лицом или совместно, оно вправе требовать возмещения размера понесенных убытков к виновному лицу или лицам. Если в результате выполнения сотрудником юридического лица и по его вине нанесен вред, то юридическое лицо, возместив вред потерпевшему, может требовать от своего сотрудника возмещения убытков.
Проанализируем источники рисков для поставщика, возникающие по фактору качества:
1. Если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, то ответственность всегда лежит на поставщике. Для того, чтобы уйти от ответственности, он должен доказать, что недостатки возникли по вине покупателя, или в результате действий не зависящих от него третьих лиц или действий непреодолимой силы. К третьим лицам (например, перевозчикам) может быть применено право солидарной ответственности или регресса. Вероятность ухода от ответственности путем не назначения гарантийного срока или срока годности (или если они маленькие) ограничена ГК установлением временного интервала ответственности 2 года или при нанесении вреда – 10 лет. Для товаров с установленным законодательством правилом определения сроков гарантии или годности не установление (или установление в меньшем размере) их влечет отмену временных ограничений ответственности за вред. При решении вопроса, назначать или не назначать для производимого товара (результата работы, услуги) гарантийный срок или срок годности (в случае, если это не регламентировано законодательством) изготовитель должен принять во внимание, что наличие гарантий увеличивает конкурентоспособность товара, так как повышает его ценность в глазах покупателя. Следует помнить, что если покупатель докажет, что дефект возник до перехода товара, то ответственность возникает всегда. Таким образом, факторами, на основании которых производитель должен принимать решении о назначении и сроках гарантии или годности являются:
· Обязательные требования законодательства;
· Установленная техническая надежность объекта и анализ возможных последствий его отказов в процессе использования (опасности);
· Возможность доведения до потребителя информации о последствиях использования негодных товаров;
· Период, который может пройти с момента выпуска до момента продажи, если товар (или его части) подвержаны временному старению. Может возникнуть ситуация, когда срок гарантии, назначенный как временной интервал, будет превышать срок годности, поскольку срок гарантии отсчитывается от момента продажи, а срок годности с момента изготовления;
· Уровень конкуренции и анализ сроков, уставленных на аналогичные изделия конкурентами.
2. После окончания сроков гарантии или годности риск возникает, если:
· Покупатель докажет, что дефект присутствовал до передачи;
· Вред нанесен из-за недостаточной информации о товаре или последствия его использования после окончания срока годности.
Возможность возникновения ответственности из-за недостаточной информации довольно опасна для изготовителя, поскольку уровень достаточности в законодательстве не определен. В руководствах по использованию многие поставщики пишут, что использование товара после окончания срока годности опасно. Считается, что этим потребитель предупреждается об опасности. Однако, если в сопроводительной документации нет даже этой фразы, то риск возникновения ответственности резко повышается, поскольку не имеет временных ограничений. Для потребительских товаров, Закон о защите прав потребителя (ст. 14 ЗПП) не позволяет ссылаться на невозможность обнаружения недостатков из-за уровня технических знаний на момент продажи. Для промышленных товаров такое ограничение не регулируется законодательством, что соответствует требованиям Директив ЕС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.