Как видно из приведенного перечня, три соглашения ВТО непосредственно посящены отношениям в сфере качества (Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер), вопросы качества регулируются в Соглашениях, посвященных группам однородной продукции и Генеральных соглашениях. Сферой интересов ВТО являются как общие принципы отношений в сфере качества, так и особенности, относящиеся к конкретной продукции.
Соглашения ВТО основываются на двух основных принципах:
1. Запрет дискриминации импортных товаров на национальных рынках.
Запрет дискриминации реализуется как режим наиболее благоприятствуемой нации и как национальный режим. Режим наиболее благоприятствуемой нации означает отсутствие дискриминации при таможенной очистке товара, то есть предоставляя преференцию (режим наибольшего благоприятствования) для товаров одной страны – члена ВТО, страна импортер обязана предоставить такие же преференции однотипным товарам всех других стран – членов ВТО. Принцип национального режима определяет, что после таможенной очистки импортный товар не должен подвергаться дискриминационным мерам на внутреннем рынке по сравнению с аналогичным отечественным товаром.
2. Рыночная эффективность взаимной торговли, которая понимается как предсказуемость и открытость страны для «честного» бизнеса. В частности принцип рыночной эффективности реализуется через режим транспарентности, означающий режим открытости информации о всех планируемых к принятию и принятых правовых актах, судебных решениях, административных правил, которые касаются оборота товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, а также через требование единообразного и непредвзятого применения национальных нормативно-правовых актов и правил.
В соответствии с Генеральным соглашением (ГААТ) о тарифах и торговле товарами принцип запрета дискриминации может быть ограничен в следующих случаях (статьи 20 и 21 ГААТ ):
· Не применяется к правительственным закупкам;
· Не применяется к субсидиям, выплачиваемым национальным производителям;
· Если возникает угроза общественной морали, жизни, здоровью людей, животных, растений, природным ресурсам;
· При возникновении угрозы безопасности страны;
· При принятии мер, необходимых для обеспечения соответствия с национальными правовыми актами, совместимыми с ГААТ;
· При торговле драгоценными металлами и изделиями заключенных.
Систематизация принципов торговли услугами проведена в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), хотя правовое понятие «услуга» в ГАТС не определено. Все услуги в ГАТС распределены по 12 секторам:
· Деловые:
· Услуги в области связи;
· Строительные и инжиниринговые услуги;
· Дистрибьюторские услуги;
· Услуги в области образования;
· Услуги по защите окружающей среды;
· Финансовые (банковские и страховые) услуги;
· Услуги в области здравоохранения;
· Туристические;
· Транспортные;
· Прочие.
Каждый сектор разбивается подсектора. Всего насчитывается 155 разновидностей услуг. Важным является классификация способов перемещения услуг:
1. Трансграничное перемещение без движения потребителей и поставщиков, например почтовые и банковские услуги.
2. Постоянное перемещение поставщика к потребителю, например путем организации юридических лиц в стране потребителя.
3. Временное перемещение поставщика услуги для предоставления услуги (для физических лиц), например, чтение цикла лекций зарубежным преподавателем в российском вузе.
4. Перемещение потребителя в страну, где предоставляется услуга (услуги здрафоохранения, образовательные).
Для одной и той же услуги возможно сочетание различных способов. Регулирование отношений по ГАТС основывается также на применении принципов режима наиболее благоприятствующей нации и национального режима, определенных выше. Так же, как в ГААТ, соглашение по торговле услугами содержит ряд ограничений в применении принципов:
· При предоставлении услуг по заказам правительства и исполнения государственных полномочий;
· При необходимости принятия мер безопасности по соображениям общественной морали, общественного порядка, безопасности телекоммуникаций;
· При защите здоровья и жизни людей, растений и животных;
· Защиты конфиденциальности личной жизни и счетов;
· Защиты инвесторов, вкладчиков, держателей страховых полисов;
· Защиты платежного баланса и обеспечения стабильности финансовой системы;
· Для обеспечения справедливого и эффективного налогообложения и сбора приямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг других членов ВТО;
· В результате соглашений об избежании двойного налогообложения;
· При регулировании трансграничного перемещения, временного или постоянного пребывания физических лиц на своей территории;
· Предоставления конфиденциальной информации, наносящей ущерб государству или коммерческим интересам определенных предприятий;
· Поставке услуг для военных целей, относящихся к производству и обороту расщепляющихся ядерных и термоядерных материалов.
ГАТС рассматривает 2 основных вида ограничений, мешающих свободному обороту услуг:
1. Количественные - ограничивают долю иностранного поставщика услуги на национальном рынке через принятие соответствующих нормативно – правовых актов, например квотирование количества поставщиков услуг или объемов их оборота, предоставление специальных требований к юридической форме регистрации, ограничение к доступу на рынок через дополнительноые процедуры лицензирования и экспертизы и так далее).
2. Качественные – ограничивают доступ услуг, не соответствующих по показателям качества и по соображениям благоразумия требованиям, предъявляемым к процедуре оказания услугия, образовательному уровню поставщика услуги и т.д.).
Основным документом, регулирующим отношения стран-членов ВТО в сфере качества, является Соглашение о технических барьерах. Под техническими барьерами (ограничения в торговле и конкуренции) в торговле понимаются:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.