¨ Снижение роли стандартизации. В производственной сфере убеждение, что качество – это соответствие стандартам сыграло злую шутку. Государство вдруг резко сузило сферу государственного регулирования в области технической и в , особенности, управленческой стандартизации (ст.7 Закона РФ «О стандартизации» 1993 г.), переложив основную нагрузку за разработку и пересмотр норм по стандартизации в отношении качества конкретной продукции на отрасли и предприятия. Понимания, что стандартизация должна нормировать требования потребителей, у производителей не было. Это способствовало, наряду с финансовыми и политическими причинами, «замораживанию» технического прогресса и выпуску неконкурентоспособной продукции . При этом предприятия считали, что выпускают качественную продукцию, поскольку она отвечала тем или иным стандартам , в основном, 70-х и 80- х годов.
¨ Не сформированная культура торговых взаимоотношений. Отсутствие угрозы государственного преследования за некачественную продукцию во многих отраслях, выпускающих продукцию, не имеющую прямого контакта с потребителем, было воспринято менеджерами как не важность проблем качества для успеха в бизнесе. Наблюдалось резкое усиление ценовой основы поведения на рынке. Это привело к выпуску некачественной, но дешевой продукции и дало краткосрочный финансовый успех. Однако долгосрочная политика предприятия, ориентированная лишь на ценовое регулирование приводит к потере конкурентоспособности и банкротству. Кроме того, некачественные комплектующие и сырье привели к снижению качества во всех отраслях.
¨ Резкий скачок уровня потребительских ценностей. Снятие юридических и финансовых барьеров по отношению к импорту стимулировало появление на рынке иностранных товаров, сделанных в условиях рыночной экономики и ориентированных на потребителя. Взаимодействие этой продукции с населением и менеджерами по снабжению предприятий привело к скачкообразному увеличению их требований к ценности изделия или услуги (сравнение с лучшим образцом). Российская промышленность, воспитанная на «не рыночном» понимании проблем качества, была не готова исследовать и удовлетворить резко возросшие требования потребителей.
¨ Практика «двойного стандарта». Столь быстрое изменение законодательства при усиливающейся бюрократизации общественных отношений привели к многочисленным разночтениям в законодательстве о качестве. Разные ведомства и территориальные образования выпускали нормативные акты, противоречащие друг другу или не выполнимые при существующем уровне технического развития. Реализация всех актов и предписаний являлась часто просто экономически не возможным для производителя, функционирующего в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Приспособление российского бизнеса к этой ситуации сформировало практику уклонения от выполнения законодательных норм и правил или выполнения их частично (яркий пример, неполное выполнение противопожарных норм в Останскинской телебашне в г. Москве в августе 2000 г. , что способствовало распространению пожара и многомиллионным убыткам). Практика «двойного стандарта» - это выпуск документа с невыполнимыми требованиями (официальный стандарт) и не фиксируемая договоренность с контролирующими органами о степени его выполнения (неофициальный стандарт). Такая ситуация во много раз усиливает риск выпуска дефектной и просто опасной продукции, поскольку переводит регулирование отношений в сфере качества в «теневую», не контролируемую обществом сферу.
Позитивные:
¨ Создана законодательная основа для развития конкурентной рыночной среды и защиты прав потребителя, близкая к практике промышленно развитых стран.
¨ Созданы основы вхождения России в мировую экономическую систему производства и торговли.
¨ Созданы основы для развития культуры потребителей, как основного инструмента регулирования вопросов качества.
¨ Расширена сфера информированности и доступа производителей и потребителей к лучшим мировым образцам техники и технологий, то есть запущен механизм саморегулирования рынка по вопросам качества.
¨ Открыт путь к гармонизации законодательства и предпринимательской культуры России и мирового сообщества.
Можно сделать вывод, что инновации регулирования вопросов качества в законодательно-нормативной сфере являлись для России революционными, но были привиты к неготовой для этого социально-экономической среде. В настоящее время идет переходный период «подтягивания» реальных отношений в сфере производства и потребления к уровню, заданному законодательством.
Источники законодательных актов в РФ представлены на рис. 7.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНСТИТУЦИЯ РФ
СОГЛАШЕНИЯ
Конституционный суд
Законы РФ
Верховный Высший Указы президента
Суд РФ Арбитражный
Суд РФ Постановления
Правительства
Решения Акты территориальных Акты государственных
Территориальных судов И муниципальных органов и ведомств
Органов управления
Рис. 7. Структура источников Российского права.
Классификация объектов права о качестве соответствует рис. 7. В дополнение к этой классификации можно выделить следующие группы нормативных актов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.