2) Повышение привлекательности традиционных религий среди людей с консервативным мышлением, которые не принимают общественный плюрализм,
3) Возможность самоидентификации посредством религии и церкви в условиях коренных изменений во всех сферах общества.
От религиозного поведения следует отличать поведение религиозных индивидов и групп. Оно включает в себя также совокупность нерелигиозных действий, которые, впрочем, также могут религиозно окрашиваться.
Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне ее. Поэтому критерии религиозного сознания и поведения должны быть тесно связаны с показателями включенности индивида в религиозные отношения.
Религиозные отношения делятся на культовые (служитель культа – рядовой участник, проповедник – слушатель, крестный отец\мать – крестный сын\дочь) и некультовые (учитель – ученик, отношения функционеров аппарата религиозных организаций). О включенности или невключенности индивида в систему религиозных отношений можно судить по составу той малой неформальной группы, членом которой он является. Необходимо принимать во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, нерелигиозным коллегам, соседям[49].
Таким образом, научное исследование религиозности не может базироваться на каком-либо одном критерии, а должно опираться на несколько критериев, взятых в единстве.
Религиозность можно рассматривать как социально-психологическую характеристику личности и как способ социальной адаптации и самоидентификации.
Существует два основных типа религиозности:
1) Традиционная религиозность. Включает в себя не только собственно религиозные, но и нравственные, эстетические, природоведческие представления. Она прочно укоренена в народном быте и тесно связана с традициями и обычаями народов. Вера в этом случае интуитивно воспринимается как истинная, отсутствует глубокое проникновение в ее сущность, хотя эмоции верующих могут быть глубоко искренними. Ее главными нравственными предписаниями являются те социальные нормы, которые обеспечивают выживание этноса и индивида. Традиционная религиозность выполняет важнейшие социальные функции: соединение этнической, этнопсихологической и культурной целостности народа и личности; защита от потрясений, вызванных природными и социальными процессами. Основанием традиционной религиозности является как относительная стабильность во времени социальной жизни, так и мало меняющийся массив социальной информации. Эти факторы обеспечивают воспроизводство данной формы религиозности от поколения к поколению. Религиозное сознание в данной ситуации составляет неотъемлемую часть обыденного знания и существует не в теоретической, а в нормативной и наглядно-образной формах.
2) Формальная религиозность – это проявление глубокого равнодушия к вопросам религии и веры при демонстративном соблюдении обрядовой стороны религиозного бытия. Это форма исключительно внешней религиозности[50].
Наряду с религиозными индивидами в обществе имеются и нерелигиозные, поэтому выбранная типология должна охватывать их всех.
Тип религиозности – это определенный характер религиозности или нерелигиозности общий для некоторого числа людей и служащий основой для соответствующих классификационных групп. Тип включает в себя как качественные, так и количественные признаки. При выделении типов религиозности требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного поведения, степени включенности индивида в религиозные отношения.
Необходимо принимать во внимание следующие свойства религиозных индивидов:
1) Содержание и интенсивность религиозной веры,
2) Интенсивность религиозного поведения и его место в общей системе деятельности,
3) Роль в религиозной группе,
4) Степень активности в распространении религиозных взглядов,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.