Религиозность в современной студенческой среде, страница 5

Спасение души в этом мире

Спасение души в «ином» мире

Аскетизм

Иудаизм

Христианство

Мистицизм

Конфуцианство

Индуизм

3)  Классификация Беллаха: распределение религий по степени их эволюции, прогресса. Он выделяет примитивные, архаичные, исторические, раннемодерные и модерные религии. В основу классификаций была положена степень дифференциации системы религиозных символов. Религиозно-символическая система на «примитивном» уровне характеризовалась как мир, населённый фигурами предков, полузверей-полулюдей, в большей степени связанный с объектами реального мира. На примитивном уровне нет религиозной организации как самостоятельной социальной структуры. Церковь и общество представляют собой единое целое. Религиозные роли сливаются с другими ролями, и преобладает дифференциация по полу и возрасту, или, в определённых условиях, принадлежности к группе родственников.  Характерной чертой архаической религии выступает формирование подлинного культа с комплексом богов, жрецов, богослужений, жертвоприношений, а иногда уже с обожествляемой и первосвященнической царской властью. Мифы и ритуалы, традиции, существующие в примитивной религии, сохраняются и в структуре архаической религии, подвергаясь разработке и систематизации новыми способами. «Исторические религии» характеризуются определённой степенью демифилогизации по сравнению с обсуждавшимися выше. Идея единого Бога, у которого нет ни придворных, ни родственников, и который выступает единственным творцом и вседержителем мироздания, идея самостоятельного бытия, абсолютной негативности, выходящей за рамки любых оппозиций и разграничений, в большой степени упрощают сложные космологии архаических религий. «Раннесовременная религия», получившая наиболее последовательное развитие в протестантской Реформации, направила дисциплину и энергию религиозной мотивации личности на преображение светского мира.  Спасение человек должен был искать не в той или иной форме ухода от мира, а в самой мирской жизни, включающей в себя многообразные сферы деятельности, в том числе и культурного творчества.  Современная религия оказывалась вовлеченной в процессы перемен и защиты от них различных социокультурных общностей, групп и движений отнюдь не всегда апеллирующих к консервативным ценностям и традициям.  Остро в этот период встает проблема культурной идентичности, в том числе в религиозной сфере. Однако по Беллаху вовсе не следует, что более сложные религии совершеннее, чем простые. Следует учитывать самобытность каждого учения; не обязательно все они в своем развитии будут следовать одному и тому же сценарию[37].

С XV-XVI в.в. в мировой истории начинает впервые развиваться тенденция к уменьшению влияния церкви и религии на процессы в обществе и жизни людей. Религия, как вещь весьма консервативная, остается неизменной веками, а жизнь общества тем временем меняется. Со временем приходит период, когда религия становится все меньше и меньше нужна людям в их повседневной жизни. В научном мире подобные явления обозначаются такими понятиями как секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии и общества) и модернизация (изменения в самой религии, продиктованные стремлением идти в ногу со временем).  Эти понятия тесно связаны и являются взаимодополняющими. Иначе секуляризацию так же называют «обмирщение»: это понятие наглядно иллюстрирует, что все стороны человеческой жизни, которые еще недавно были неотделимы от веры и церкви, теперь полностью освобождаются от их влияния, становятся светскими. Этот процесс вызван многими факторами такими как утрата духовности, развитие науки и техники, социальные изменения и т.д.

Каковы же последствия процесса секуляризации в общественном сознании? В первую очередь стоит отметить, что секуляризация ведет к появлению совершенно нового феномена, который условно можно назвать «нерелигиозность». Это понятие может включать в себя целый спектр позиций: от равнодушия к религии до атеизма и даже антирелигиозных настроений.