Мы рассмотрели несколько взглядов на религию известных ученых. Теперь приведем определение, которое кажется нам наиболее всеобъемлющим и точным – определение Р.Л. Джонстоуна. Итак, «Религией называется система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным»[34].
Как социальный феномен религия выполняет в обществе определенный набор функций:
1. Мировоззренческая – религия призвана наполнить жизнь человека неким особым значением, смыслом.
2. Компенсаторная – состоит в возможности компенсировать человеку его зависимое положение в мире и облегчать переживание личных неудач, обид, страха.
3. Коммуникативная – заключается в общении верующих между собой, а также их общении с богами, духами, ангелами и другими посредниками в общении между людьми. Общение осуществляется также в обрядовой деятельности.
4. Регулятивная – создание набора определенных ценностей и норм, которые усваиваются человеком и выступают своеобразной программой поведения для него.
5. Интегративная – религия дает человеку возможность почувствовать себя частью единой общности, скрепленной общими ценностями и целями, самоопределиться внутри общественной системы.
6. Политическая – часто религия используется политическими лидерами для сплочения либо разделения людей в политических целях, для оправдания собственных действий.
7. Культурная – религия содействует распространению культуры определенной общности людей.
8. Дезинтегрирующая – также религия может быть использована для разжигания вражды и даже войн на религиозной почве[35].
Кроме перечисленных, существуют еще и так называемые латентные функции религии, среди которых существует своя градация. Но, к сожалению, с развитием современного общества происходит рационализация некоторых функций религии: духовная ориентация сознания сменяется материальной, а символическое мировосприятие – деловым. Происходит постепенная секуляризация общества и сознания отдельных его членов, религия все чаще служит целям политики, экономики, бизнеса, оправдывая действия определенных слоев общества.
Но все же не каждая система верований может полноправно считаться религией, для этого она должна включать в себя некоторые элементы. Эти основные элементы выделил Л. Джонстоун:
1) Религия предполагает наличие группы верующих. Хотя она может быть связана с глубоко индивидуальными переживаниями, но все же исследование религии должно опираться на изучение определенных общностей.
2) Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными, связанными с чем-то сверхъестественным – с какой-то силой, обладающей неограниченными возможностями.
3) Религия подразумевает определенную совокупность верований – вероисповедание. Именно оно и несет в себе объяснения всех явлений, которые считаются священными.
4) Религия предполагает особую совокупность действий и ритуалов – образцов поведения по отношению к сверхъестественным силам.
5) Религия включает в себя систему заповедей или норм, которые определяют, как следует вести себя верующим при различных обстоятельствах[36].
В связи с отличительными чертами, которыми обладают различные религии, в социологии был разработан ряд классификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
1) Классификация по наименованиям: христианство, католицизм, мусульманство и т.д.
2) Классификация Вебера: распределение в зависимости от подхода религии к спасению души. В своем анализе различных мировых религий Макс Вебер обратил особое внимание на следующие моменты:
- нужно ли для спасения души человеку обучиться пассивному созерцанию мира либо активному управлению своей судьбой?
- где происходит непосредственно спасение души: в этом или «ином» мире?
На основе ответов на эти вопросы можно представить себе упрощенную классификацию мировых религий относительно их приверженности к мистицизму или аскетизму.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.