Религиозность в современной студенческой среде, страница 10

5)  Место религиозных мотивов в общей системе мотивации поведения.

Нерелигиозность соответственно означает отсутствие религиозной веры, неучастие в религиозной деятельности, невключенность в религиозные отношения.

Итак, выделяются следующие типы религиозности в зависимости от характера и места религиозной ориентации индивида в ценностном ряду:

1)  Религиозные с доминантной религиозной ориентацией. Прочно верят в основные положения вероучения и осознают себя членами определенной религиозной общности. Регулярно и часто совершают культовые действия, имея основным мотивом религиозный. Играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды, воспитывают детей в соответствии с ними. Религиозное сознание существенно влияет на мотивацию социальной деятельности. Относятся позитивно к религиозным ценностям и нормам, негативно – к мирским.

2)  Религиозные с подчиненной религиозной ориентацией. Верят лишь в самые основные положения вероучения. Как правило, осознают себя членами определенной религиозной общности. Культовые действия совершают нерегулярно, причем религиозный мотив их совершения может оказаться вовсе не главным. Активной роли в религиозной группе не играют, не принимают деятельного участия в распространении религиозных взглядов. Сильного религиозного влияния на детей не оказывают. Религиозное сознание лишь отчасти воздействует на мотивацию социальной деятельности. Позитивно воспринимают некоторые религиозные нормы и ценности, негативно – мирские.

3)  Колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией. Испытывают колебания между верой и неверием, обнаруживают сомнения в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Могут входить в какую-либо религиозную общность. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах, чаще всего находясь под влиянием нерелигиозных мотивов. Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды не распространяют, детей в религиозном духе не воспитывают. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Не имеют определенных взглядов на религиозные и мирские нормы и ценности.

4)  Индифферентные. Не обнаруживают какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеют религиозной веры, не верят в истинность положений вероучения, не относят себя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключены отдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Религиозных взглядов не распространяют, безразличны, но терпимы к религии и религиозности. При воспитании детей не формируют у них ни позитивной, ни критической позиции по отношению к религии. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными мотивами. Равнодушно относятся как к религиозным, так и мирским нормам и ценностям.

5)  Атеисты. Не верят в положения вероучений, не обладают религиозной верой. Культовых и внекультовых религиозных действий не совершают. Имеют осознанные атеистические убеждения и ориентацию, обладают тем или иным объемом атеистических знаний. Детей воспитывают в атеистическом духе. Атеистические мотивы принимают во внимание при выборе видов социальной деятельности. Негативно относятся к религиозным ценностям и нормам и позитивно — к безрелигиозным.

На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаруживает повторяющиеся с той или иной частотой признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие в религиозном празднике с целью общения и т.д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее их свойство — в отличие от религиозности – ритуалистичностью. Их нельзя отнести к религиозным ввиду отсутствия свойств религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как включены в функционирование религиозной системы[51].