· Создание атеистического социального пространства и атеистического быта населения;
· Сохранение традиционно-патриархального репрессивного стиля воспитания в семье и обществе при атеизации воспитателей/родителей;
· Исключительно светское образование, иногда враждебно настроенное к религиозным проявлениям учащихся, в особенности учащихся представителей других конфессий;
· Поддержка консервативных настроений в православной церкви, мешающих ей адекватно откликаться на современные духовные потребности новых поколений;
· Нарушенный механизм трансляции социокультурного опыта и традиции из поколение.
В то же время, компенсирует все эти негативные факторы ситуация современного «религиозного ренессанса», хотя иногда она и принимает крайние формы (вплоть до нетерпимости) «неоконсервативного» отношения к вере и к конфессиональной принадлежности. Расхождения, коренящиеся в разнонаправленности и взаимном неприятии явных и латентных религиозных ориентаций участников различных конфликтов связаны не только с полиэтничностью, но и с поликонфессиональностью российского социума.
В заключение данного параграфа следует отметить, что как негативные, так и позитивные факторы окружающей социальной действительности неизбежно оказывают влияние на каждого человека. Молодежь, находясь в особенном периоде становления этических, моральных и, в том, числе, религиозных норм, особенно чувствительна к этим влияниям. Однако всегда существует возможность ограничить влияние негативных факторов на формирование личности. Этому способствует толерантный стиль внутрисемейных педагогических отношений, сознательное воспитание уважения к личности и ее мировоззренческому выбору, формирование конфликтной компетентности в религиозных вопросах учителей и школьных психологов, понимание ими особенностей религиозных чувств каждого из поколений. Эти действия будут способствовать снижению вероятности интергенерационных межконфессиональных конфликтов и развитию религиозного мировоззрения современной молодежи.
2.2. Особенности религиозности современной молодежи
Социология религиозности молодежи является специальным направлением в социологической науке, формирующимся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин.
Одним из наиболее известных ученых, которые занимаются проблемами религиозности молодежи в России, является В.Т. Лисовский. В изданном им учебном пособии по социологии молодежи говорится о том, что предметом социологии религиозности молодежи является «…изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возрастном интервале от 16 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовых формах»[61].
Многим может показаться, что социология религиозности молодежи, как наука, по своим задачам и объекту исследования идентична религиоведению. Однако, в отличие от религиоведения, которое охватывает изучение религии в широком комплексе аспектов (культурно-исторического, антропологического и этнологического, социологического и психологического; национального и политического, науковедческого и философского). В свою очередь социология религиозности молодежи ограничивается здесь допустимыми ей методическими возможностями исследования. Тем не менее, социологический подход в данном случае понимается довольно широко, он не ограничивается вопросами собственно социальной типологии и динамики, а предполагает использование также социально-психологических, культурологических, сравнительно-исторических, правовых, этнологических, политологических и других возможных методов, если это способствует эффективности достижения целостной картины религиозного состояния молодежи.
Если религиозность в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.