Религиозность в современной студенческой среде, страница 21

На вопрос о том, как часто респонденты интересуются личным гороскопом, только 36% опрошенных заявили, что они не верят в гороскопы и не интересуются ими. Остальные 64% респондентов, среди которых оказались как верующие, так и не верующие, ответили, что все же интересуются своим гороскопом от случая к случаю. Однако на следующий вопрос о том, как часто респонденты обращаются к гадалкам\целителям\астрологам большинство респондентов (64%) уже дали ответ, что они не верят и не пользуются подобными услугами. Остальные 36%, в числе которых снова наблюдаются и верующие, и атеисты, бывали у таких специалистов 2-3 раза.

В оценке образа священнослужителя большинство респондентов (62%) высказали негативные мнения. Для них священник – это обычный человек, специфический работник и даже обманщик. Положительный образ сложился лишь у 38% опрошенных. Они по отношению к священнослужителю использовали такие определения как «друг», «наставник», «помощник» и т.д.

Для 80% опрошенных религиозность друзей и знакомых никак не влияет на отношение респондента к ним. Для 20% опрошенных мнение о коллеге или знакомом зависит от того, во что именно он верит.

Определение «Религиозная свобода» несет положительный оттенок в сознании большинства респондентов и у 84% опрошенных ассоциируется со свободой выбирать свое вероисповедание независимо от рамок общества и государства. 6% респондентов негативно отнеслись к данному словосочетанию, определив его как набор религиозных рамок и иллюзорную свободу.

С членами семьи и родителями о Боге и религии беседовали 64% респондентов, остальные 36% указали, что таких бесед члены семьи с ними не проводили.

4.  Обсуждение результатов исследования

Из всего вышеперечисленного в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:

1)  Первой из задач исследования было изучение религиозных элементов в сознании студентов. Выяснилось, что религиозные элементы, так или иначе, присутствуют в сознании большинства респондентов. Причем проявляться эти элементы могут в различных формах: от осознанного самоопределения себя, как верующего человека, до неосознанного хранения в доме религиозных текстов и священных предметов и остаточных верований в приметы, магию и гадания, которые являются отголосками традиций и влияния окружающих на сознание современных молодых людей.

2)  Второй задачей исследования было проследить, как степень религиозности сказывается на поведении респондента. Хотя в соответствии с первой задачей исследования и было выявлено наличие религиозных элементов в сознании большинства респондентов, дальнейшее исследование показало, что эти элементы в поведении респондентов в большинстве случаев не проявляются. Подавляющее большинство современных молодых верующих не соблюдает постов и никогда не посещали исповедь. Больше половины респондентов бывают в церкви (храме, мечети и др.) только несколько раз в год, остальные же – посещают ее только по праздникам или не были там вовсе.

Интересен тот факт, что половина неверующих респондентов так же посещают церковь в религиозные праздники. Это можно объяснить наличием традиций, заложенных в детстве, а так же влиянием семьи или окружения. Тот же факт подтверждает наличие культовых предметов в домах всех без исключения опрошенных.

3)  Следующей задачей было выявить среди студентов формальную и истинную религиозность. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что формальная религиозность присуща большей части верующих респондентов. Несмотря на их самоопределение себя, как верующего человека, только несколько респондентов указали веру среди важнейших ценностей. В сочетании слабо выраженного религиозного поведения и слабо выраженного религиозного сознания проявляется формальная религиозность современной студенческой молодежи.