Религиозность имеет две составляющих: религиозное сознание и религиозное поведение, которые иногда могут встречаться отдельно друг от друга. Религиозное поведение может быть продиктовано сложившимися традициями, силой общественного мнения. Религиозное сознание может присутствовать в человеке, никак не выражаясь во внешнем поведении. Изучение религиозности осложняется еще и тем, что подчас сам индивид до конца не может определить, чем продиктовано его религиозное поведение.
В современном обществе существует множество типологий верующих. Эти типы выделяются по разным основаниям. При выделении типов религиозных индивидов необходимо учитывать факторы, которые привели человека в ту или иную религиозную организацию.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей религиозности современных студентов. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Религиозные элементы присутствуют в сознании большинства современных студентов.
2) Религиозность респондентов слабо проявляется в их поведении. Однако определенные формы религиозного поведения характерны не только для верующих респондентов. Неверующие также проявляют религиозное поведение в определенных жизненных ситуациях, что продиктовано религиозными традициями, которые были заложены респонденту в семье. Несмотря на то, что опрошенные позиционировали себя как неверующих, они посещают церковь в религиозные праздники, молятся в критических ситуациях и т.д.
3) Респонденты плохо осведомлены о новых религиозных движениях в России, но большинство из них не относятся к носителям других религиозных верований критично.
4) Религиозность среди современной студенческой молодежи в большей мере является внешним формальным атрибутом, чем внутренней ценностно-мотивационной составляющей. В сознании верующих респондентов преобладают материальные ценности перед религиозными. Религиозное поведение и сознание минимально проявляются. Это указывает на преобладающую тенденцию пассивной принадлежности к определенной религии. Выяснилось, что лишь незначительная часть респондентов осуществляют жизнедеятельность в соответствии с религиозными нормами и ценностями. Это говорит о преобладании формальной религиозности над истинной.
В заключение работы можно сделать вывод, что традиционная религиозность в сознании современной молодежи ослабевает. Поскольку у студентов преобладает мировоззренческая неопределенность в виду возраста и социального положения, они все еще активно ищут ответы на «вечные вопросы» о смысле жизни и предназначении человека. Однако в связи с падением авторитета церкви, как социального института, в глазах молодежи, эти вопросы все чаще остаются без ответа. Религиозное сознание современных молодых людей все больше становится неопределенным и формальным или находит свое отражение в альтернативных религиозных течениях.
Список используемой литературы:
1. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.
3. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии в 2-х частях. Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. – М.: Наука, 1996. – 775 с.
4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
5. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение – 2-е изд., дополненное. – М.: Мысль, 1980. – 273 с.
6. Гараджа В.И. Социология религии – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.
7. И.Н. Яблоков, Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, А.В. Бочковская, А.Л. Сафронова и др. История религий в 2 т. Т. 2. Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.