Религиозность в современной студенческой среде, страница 23

Религиозность имеет две составляющих: религиозное сознание и религиозное поведение, которые иногда могут встречаться отдельно друг от друга. Религиозное поведение может быть продиктовано сложившимися традициями, силой общественного мнения. Религиозное сознание может присутствовать в человеке, никак не выражаясь во внешнем поведении. Изучение религиозности осложняется еще и тем, что подчас сам индивид до конца не может определить, чем продиктовано его религиозное поведение.

В современном обществе существует множество типологий верующих. Эти типы выделяются по разным основаниям. При выделении типов религиозных индивидов необходимо учитывать факторы, которые привели человека в ту или иную религиозную организацию.

Нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей религиозности современных студентов. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1)  Религиозные элементы присутствуют в сознании большинства современных студентов.

2)  Религиозность респондентов слабо проявляется в их поведении. Однако определенные формы религиозного поведения характерны не только для верующих респондентов. Неверующие также проявляют религиозное поведение в определенных жизненных ситуациях, что продиктовано религиозными традициями, которые были заложены респонденту в семье. Несмотря на то, что опрошенные позиционировали себя как неверующих, они посещают церковь в религиозные праздники, молятся в критических ситуациях и т.д.

3)  Респонденты плохо осведомлены о новых религиозных движениях в России, но большинство из них не относятся к носителям других религиозных верований критично.

4)  Религиозность среди современной студенческой молодежи в большей мере является внешним формальным атрибутом, чем внутренней ценностно-мотивационной составляющей. В сознании верующих респондентов преобладают материальные ценности перед религиозными. Религиозное поведение и сознание минимально проявляются. Это указывает на преобладающую тенденцию пассивной принадлежности к определенной религии. Выяснилось, что лишь незначительная часть респондентов осуществляют жизнедеятельность в соответствии с религиозными нормами и ценностями. Это говорит о преобладании формальной религиозности над истинной.

В заключение работы можно сделать вывод, что традиционная религиозность в сознании современной молодежи ослабевает. Поскольку у студентов преобладает мировоззренческая неопределенность в виду возраста и социального положения, они все еще активно ищут ответы на «вечные вопросы» о смысле жизни и предназначении человека. Однако в связи с падением авторитета церкви, как социального института, в глазах молодежи, эти вопросы все чаще остаются без ответа. Религиозное сознание современных молодых людей все больше становится неопределенным и формальным или находит свое отражение в альтернативных религиозных течениях.

Список используемой литературы:

1.  Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.

2.  Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.

3.  Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии в 2-х частях.  Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. – М.: Наука, 1996. – 775 с.

4.  Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

5.  Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение – 2-е изд., дополненное. – М.: Мысль, 1980. – 273 с.

6.  Гараджа В.И. Социология религии – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.

7.  И.Н. Яблоков, Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, А.В. Бочковская, А.Л. Сафронова и др. История религий в 2 т. Т. 2. Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.