Религиозность в современной студенческой среде, страница 11

Итак, обобщим все вышесказанное. Для изучения сложного феномена религиозности следует четко выделить критерии, которые ее определяют. Например, наиболее объективными критериями религиозности могут выступать: наличие священных предметов в доме, посещение храма, чтение священных текстов и т.д. В зависимости от преобладающих признаков религиозности выделяются типы религиозных индивидов, отличающиеся друг от друга отношением к религии, образом жизни, мировоззрением, особенностями семейного воспитания. Религиозность имеет две составляющие: религиозное сознание и религиозное поведение, которые могут встречаться отдельно друг от друга. Религиозное поведение может быть продиктовано сложившимся общественным мнением и традициями. Религиозное сознание может присутствовать в человеке, никак не проявляясь во внешнем поведении. Это подчас еще более усложняет изучение религиозности, т.к. индивид сам не может определить, чем продиктовано его религиозное поведение.

Религия в современном обществе трансформируется, происходят процессы секуляризации. В связи с этим появляются и новые виды религиозности индивидов, в зависимости от наличия религиозного сознания и поведения.

2.  Особенности религиозности молодежи

2.1.  Факторы, влияющие на развитие религиозности молодежи как социальной группы

Проблемы религиозности разных поколений все более привлекают внимание, поскольку тема эта очень быстро становится жизненно важной для многих слоев российского общества. В социологических теориях имеются различные точки зрения на вопрос, какие характерные черты отличают религиозность молодежи от ее проявлений у представителей других социальных групп.

В первую очередь, особого внимания заслуживает тот факт, что именно на подростковый, юношеский возраст приходится период первого знакомства человека с религией, как явлением социальной жизни. В этом возрасте молодежь впервые совершает попытки «примерить на себя» ритуальную жизнь, особый, свойственный определенной религии, способ восприятия мира и соотнесение своего образа жизни с ним.

В социологической терминологии процесс этот получил название религиозной социализации. В самом общем смысле это можно понимать как становление верующего, происходящее в определенном конфессиональном и социокультурном контексте. Современные западные исследователи считают проявление религиозности прежде всего не в выборе ритуалов, а в особом способе восприятия мира, соотнесения себя с ним. Поэтому и под религиозной социализацией понимают «введение в условия существования сверхъестественного», то есть превращение человека в верующего субъекта[52].

В изучении возрастных этапов религиозного развития наиболее авторитетны работы группы американских психологов, возглавляемых А. Верготте[53], которая обратила внимание на особую «расположенность» к религии детей от 3 до 12 лет. Этот возрастной отрезок один из предшественников А.Верготте, Е.Хармс условно разделил на три периода:

1)  Сказочный (3-6 лет): Бог предстает в образе сказочного персонажа на равнее с драконами и волшебниками;

2)  Реалистичный (7-12 лет): Бог ассоциируется с конкретным человеком, например, с учителем или отцом;

3)  Индивидуалистический (старше 12 лет): число вариативности ассоциаций резко увеличивается, появляется способность к абстрактному, символическому мышлению.[54]

Если у подростков до 14-ти летнего возраста, по данным исследований, отмечается сравнительно высокий и стабильный уровень религиозности, то на возраст 15-16 лет приходится своеобразный пик падения этого уровня. Это явление вызвано тем, что именно в этом возрасте противостояние «детей» миру и ценностям «отцов» становится особенно очевидным. Однако стоит учесть и то, что именно к этому возрасту относится и возникновение «интеллектуального интереса» к религии, типичного для детей, выросших в семьях образованных родителей. 15-16 лет — это также возраст религиозных конверсий, смены веры, ухода в секты, осознания себя не принадлежащим ни к одной конфессии[55].