Объем выборки: 50 человек. Из них 25 юношей и 25 девушек в возрасте от 17 до 30 лет.
Паспортичка выборки:
1. Эмпирический объект – жители города Ярославля;
2. Исследование выборочное;
3. Генеральной совокупностью выступают жители города Ярославля;
4. Используется двухступенчатая кластерная выборка: на первом этапе с помощью карты города выделяются все высшие учебные заведения города; на втором этапе опрашиваются студенты отобранных учебных заведений методом сплошного опроса.
5. Единицей наблюдения выступает отдельный человек.
Данное исследование проводилось в 3 этапа:
1. Подготовка инструментария.
2. Сбор социологической информации методом индивидуального анкетного опроса.
3. Обработка полученных данных.
Операционализация понятий:
Возраст для исследования: молодые люди от 17 до 30 лет. Выбор данных возрастных рамок обусловлен тем, что респонденты не только должны относиться к социальной группе молодежи по возрасту (в соответствии с этим была выбрана верхняя граница возрастного распределения), но и являться студентами высших учебных заведений г. Ярославля (что обусловило нижнюю границу возрастного коридора).
Религиозность – приверженность личности к религии, то есть ее положительное восприятие и усвоение, следование ее нормам, установлениям и традициям, включение в ее институциональные структуры, ее воспроизведение в поведении.
Истинная религиозность – состояние индивидуального сознания, выражающее приверженность к определенной религии, веру в основные ее постулаты, принятие и следование ее предписаниям.
Формальная религиозность – внешняя форма религиозности, выражающаяся в демонстративном соблюдении обрядовой стороны религиозного культа при проявлении равнодушия в вопросах веры.
Респондентам был предоставлен опросный лист, состоящий из 24 вопросов для обязательного заполнения и 4 вопросов паспортички. Основную структуру опросника составляли закрытые вопросы с вариантами ответов.
Для обработки результатов исследования была использована программа Microsoft Excel. А основе полученных результатов были построены соответствующие графики и диаграммы, что позволило более наглядно представить результаты исследования.
В данном исследовании использовались критерии религиозности, названные в одной из публикаций Синелиной Ю.Ю.[65]: самоидентификация себя, как верующего человека, посещение храма, частота молитвы, соблюдение постов, частота исповеди, отмечание религиозных праздников, чтение религиозных текстов, наличие священных предметов в доме.
По перечисленным критериям становится возможным определить религиозность интересующей нас социальной группы. Проявление истинной религиозности будет определяться по приоритетным ценностям в сознании респондента и наличию религиозной веры.
Одним из самых важных, на наш взгляд, может считаться вопрос о самоидентификации респонденов.
На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы себя верующим?» положительно ответили 84% респондентов, а 16% составили неверующие, принявшие участие в опросе.
Причем, можно отметить, что среди юношей респондентов, определивших себя как неверующие, гораздо больше, чем среди девушек: соответственно 28% и 4% всех опрошенных обоего пола.
По вопросу вероисповедания опрошенные разделились следующим образом: большинство опрошенных (76%) считают себя православными христианами, 4% придерживаются мусульманского вероисповедания, по прежнему 16% назвали себя неверующими или атеистами. Интересно, что 4% респондентов, хоть и считают себя верующими, на вопрос о вероисповедании ответить затруднились, что можно интерпретировать, как неопределенность жизненных позиций и размытость социокультурных ориентаций в сознании респондентов, ответивших подобным образом.
Перейдем к рассмотрению ответов респондентов по критериям религиозности Ю.Ю. Синелиной.
Первым из названных критериев является посещение храма. На соответствующий вопрос анкеты: «Как часто Вы посещаете церковь (мечеть, синагогу и др.)?» были получены следующие ответы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.