Религиозность в современной студенческой среде, страница 8

Религиозное сознание предполагает следующие характеристики:

1)  Содержание веры – совокупность религиозных идей и представлений, в которые верит данный индивид,

2)  Интенсивность веры – интенсивность религиозных чувств и переживаний, испытываемых индивидом.

3)  Степень информированности индивида в вероучении. Эта характеристика имеет большое значение, т.к. понимание одного и того же догмата у разных верующих может сильно отличаться. Слабая религиозная информированность в отдельных случаях может сочетаться с интенсивной и даже фанатичной религиозной верой и наоборот.

Исследование религиозного сознания предполагает изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Религиозный мотив – это внутренний стимул действия, выражением которого может выступать религиозная вера, чувство и т.д. Подобный мотив предполагает существование определенной цели, предписанной вероучением. Он может быть побудителем как религиозного, так и нерелигиозного поведения, но в обоих случаях является важным показателем религиозного сознания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда вытекает важность определения места религиозных мотивов в системе мотивации поведения[47].

Также очень важно отметить показатели религиозного поведения. Религиозное поведение – это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания и совершающихся согласно религиозным нормам[48]. Религиозное поведение складывается как из самых простых актов (поклоны, жесты и т.д.), так и из более сложных компонентов. Оно представляет собой последовательный ряд поступков, совершаемых под влиянием определенных стимулов  и мотивов в той или иной социальной ситуации, носит символический характер и выражает религиозное значение.

Рассматриваемое понятие предполагает участие в религиозных обрядах и культовое поведение. Этот вид религиозного поведения является основным признаком религиозности. Кроме того, он легче всего поддается наблюдению, эмпирической и статистической обработке. Непосредственно к религиозному поведению примыкают социальные действия, имеющие религиозные мотивы, причем повторяемость таких действий и их диапазон служат важными показателями религиозности человека.

В соответствии с этим можно выделить два вида религиозного поведения:

1)  Культовое: посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действий в домашних условиях и т.д.

2)  Внекультовое: преподавание богословских дисциплин, сочинение религиозных произведений, пропаганда религии среди знакомых, религиозное воспитание в семье и т.д. Эти акты служат недостаточно надежными признаками религиозности, но их совершение со значительной степенью точности свидетельствует о субъективной религиозности.

Однако не все культовые действия религиозно мотивированы. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер, другие совершаются под влиянием общественного мнения, третьи мотивированы эстетическими потребностями, четвертые связаны с желанием торжественно отметить важные события в личной жизни. В подобных случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием опосредована. Чтобы с достаточной степенью точности судить о субъективной религиозности людей, требуется выделить главные поведенческие показатели религиозности. К ним относятся: совершение молитвы, исповеди, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии и т.д. существуют также и вспомогательные критерии: совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и т.д.

В условиях современного общества религиозное поведение обусловлено рядом факторов:

1)  Появление своеобразного «религиозного рынка», который вызывает легкомысленное отношение к церкви и к вере, т.к. каждый человек может выбрать любую веру на свой вкус, которая не предъявляет ему особых требований,