Религиозность в современной студенческой среде, страница 12

Часто именно в этом возрасте происходит разделение подростков в зависимости от выбранного пути дальнейшей социализации: одни из индивидов еще более укрепляются в своих религиозных убеждениях, либо обретают новые, а иные определяют свой жизненный путь вне зависимости от прежнего религиозного воспитания. Cекулярное сознание одной из названных групп в большей части западных стран остается для нее, как правило, определяющим вплоть до достижения возраста в 60 лет, когда их интерес к религии возникает уже на совсем иной основе. Для современного российского социума, наоборот, выход из секулярности в веру характерен для «молодых взрослых» и людей в т.н. «среднем возрасте» - 30-40 лет[56].

Обращая более пристальное внимание на факторы, влияющие на развитие религиозности у молодых людей, в первую очередь следует учитывать роль семьи в этом процессе. При всех расхождениях между, с одной стороны, семейной позицией, воззрениями родителей, уровнем их религиозности и, с другой стороны, — теми идеями, которые несло ребенку его окружение в школьной или, точнее, внесемейной жизни, — фактор семьи оказывается более значимым для развития в период религиозной социализации. Исследования Л. Фрэнсиса и Дж. Грира, работавших с 8—10-летними респондентами, показали, что наличие или отсутствие опыта, который можно отнести к религиозному или схожему с ним, полученного в раннем детстве является наиболее сильным (сопоставимым с религиозностью родителей) фактором, способствующим или препятствующим религиозной социализации в подростковом и юношеском возрасте[57]. Без сомнения, родители в играют самую заметную роль в религиозной ориентации своих детей, повседневно воздействуя на содержание и глубину религиозных представлений подрастающего поколения.

Однако, помимо религиозности самих родителей, существуют также и другие факторы, которые усиливают степень родительского влияния и ослабляют конфликтность при формировании типа мировоззрения ребенка.

Это могут быть:

·  Степень доверительности отношений с родителями;

·  Длительное время проживания вместе с родителями;

·  Дисциплинарные мероприятия, которые в большинстве случаев согласуются с социальной ролью отца, которому — кстати — обычно приходится ответами на вопросы ребенка приводить в соответствие внутренний, в том числе духовный, мир своего чада с требованиями социума, учить ребенка принимать общие ценности[58];

·  Единоверие отца и матери; когда же ребенок вынужден делать выбор, то он скорее склонен следовать вере матери, нежели отца[59].

Так же хотелось бы отдельно оговорить некоторые особенности религиозного развития личности в России. Несомненно, уникальная история нашей страны и менталитет народа вносят свои коррективы во все сферы развития личности, в том числе накладывая отпечаток и на религиозность. Современная молодежь (здесь не лишним будет напомнить, что в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года к категории молодёжи в России относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет) может считаться поколением, воспитанным «детьми Советского времени», что определенно накладывает отпечаток на их мировосприятие. У российских детей во многом иные и содержание религиозных образов, и более конфликтная религиозная социализация, что связано с отсутствием многопоколенной религиозной традиции, с бездуховностью повседневной жизни. Спиритуальность российских детей иная, нежели у детей других христианских регионов. Она больше связана с потребностью в защите, нежели с потребностью приятия мира и открытости по отношению к нему[60]. За длительный период государственного атеизма в истории России многие традиции религиозности были утрачены или сохранились только в виде формальных обрядов.

Другими «унаследованными» из атеистического прошлого нашей страны факторами, негативно влияющими на религиозную социализацию современной молодежи, могут быть названы: