Религиозность в современной студенческой среде, страница 7

Сегодня многих исследователей волнует вопрос о том, насколько удалось церкви сохранить свое влияние и престиж. Влияние религиозных организаций на правительство и общество было существенно во все времена. Сейчас повсеместно продолжается процесс утрачивания церковью своего влияния. И хоть оно и уменьшается в каждом аспекте, традиционные формы религии еще долго будут обретать все новых и новых последователей.

1.2. Теоретические подходы в социологии к изучению религиозности

Важным источником информации о состоянии религии в современном мире является исследование религиозности. Если понятие «религия» подразумевает выделение особой сферы общественного сознания, особого типа социальных связей и институтов в рамках целостной социальной системы, то под термином «религиозность» понимается воздействие религии на сознание и поведение, как отдельных индивидов, так и социальных групп[41].

В отечественной социологии авторами работ о религии и религиозности, как главном предмете в ее изучении, являются Мчедлов М.[42], Синелина Ю.[43], Андреева Л.[44], Митрохин Л.[45], Яблоков И. Под религиозностью авторами понимается приверженность личности к религии, то есть ее положительное восприятие и усвоение, следование ее нормам, установлениям и традициям, включение в ее институциональные структуры, ее воспроизведение в поведении.

По И. Яблокову основными характеристиками религиозности следует считать ее уровень, степень, характер и динамику. Рассмотрим эти понятия подробнее. Уровень религиозности – это соотношение охарактеризованных религиозных и нерелигиозных типов в структуре группы. Степень религиозности – это показатель интенсивности религиозных проявлений (сильная или слабая вера, активность в культе и культовых отношениях, глубинные или поверхностные религиозные переживания). Характер религиозности – это качественная сторона религиозности. Его можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы. Состояние религиозности – единство количественных и качественных проявлений религиозной приверженности[46].

Типы религиозности – это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей. На этой основе выделяются соответствующие классификационные группы. Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов), в качестве которых выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения.

Распространенность религиозности – это определенная величина разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе).

Религиозное сознание – это сознание верующего человека, однако, не всякая вера является религиозной. В общем широком вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, в истинности какой-либо идеи, в которой содержится ожидание осуществления желания. Вера возникает, когда событие или идея существенно значимы для человека, и представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов.

В свою очередь, религиозная вера – это вера в существование сил, элементов, выходящих за пределы действительности, и в возможность общения с ними, воздействия на них. Для религиозного человека она представляет собой основной смысл бытия.

В религиозном сознании существует очень четкое различие между понятиями «обыденное», «действительное» и «священное» (выходящее за пределы действительного). Область священного – это высшая реальность, которая не доступна в обыденной жизни. В то же время, повседневная действительность берет свое начало именно в этой высшей реальности, главный источник сведений о которой – священные писания. Другой компонент религиозного сознания – наглядная образность и эмоциональность. Наглядный образ непосредственно вызывает переживания. Именно поэтому религиозное знание само по себе сверхэмоционально. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к существам, которых они признают объективными, к священным вещам, действиям и друг к другу. Понятно, что религиозными можно так же считать не всякие переживания, а только те, которые тесно связаны с религиозными представлениями и в силу этого приобрели соответствующую направленность.