Религиозность в современной студенческой среде, страница 3

Объектом работы является религиозность. Предметом – проявление религиозности среди молодежи.

Цель работы: выявить особенности религиозности молодежи в условиях современного общества. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)  На основе теоретического анализа функций религии выявить особенности их трансформации в современном обществе;

2)  Рассмотреть современную типологизацию религиозности;

3)  Проанализировать влияние религиозности на поведение молодежи в современных условиях;

4)  Рассмотреть изменение отношения к религии российской молодежи.

Работа состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В конце каждой главы и работы делаются соответствующие выводы.

1.  Теоретико-методологические основы изучения религиозности

1.1.  Религия как социальный феномен

На протяжении многих лет исследователи занимались изучением религии. Ее определение мы можем обнаружить в трудах таких известных ученых  как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др. Рассмотрим их взгляды на определение религии.

Э. Дюркгейм в своем определении религии сделал упор на соотношение социальной и индивидуальной основы в этом понятии. Его определение религии звучит так: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды»[27]. Данное определение характеризует также функцию религии: религия объединяет людей в некую «моральную общность», усиляет социальное единство.

Также Дюркгейм пишет о первостепенной роли религии в жизни индивида и общества. Основная социальная функция религии особенно явно прослеживается в традиции исполнения ритуалов – функция отражения и укрепления общественных связей. Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и нормы, которые должен усвоить каждый, и тем самым делает человека существом моральным и общественным. Религия – это необходимый структурный элемент общества, его душа.

По Веберу религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определения его значения и целей[28]. Он представляет религию, как первичную основу ценностей, основу смыслополагания для любого события и происшествия в жизни человека. Определенная картина мира, которую рисует нам религия, помогает ориентироваться в нем и регулировать собственное поведение, т.к. кроме всего прочего религия обеспечивает человека еще и определенным набором норм и ценностей. Именно религия создает моральные нормы поведения человека.

Кроме того, как замечает М. Вебер, религия также влияет на отношение индивида к окружающей действительности и даже на экономическое поведение. Так, например, буддизм пропагандирует уход от мира и преимущественно созерцательное к нему отношение. В то время как протестантизм напротив призывает к преобразованию и завоеванию человеком мира. [29]

Марксисты считали, что религия – явление социальное по своей природе. Несвободный, закрепощенный человек, превращенный в средство достижения корыстных целей, компенсирует свои страдания, придумывая себе такой «другой» мир, где он будет вознагражден, а зло наказано. Религия по К. Марксу словно воплощает в себе убожество мира, в котором невозможно достойное существование человека[30]. В обществе будущего, в котором не будет социального противостояния и несправедливости, религия отомрет сама собой, а человек станет свободным творцом своей жизни[31].

З. Фрейд считал религию социальной иллюзией, которая в некоторой степени даже вредна для общества, т.к. ограничивает способность человека к критическому мышлению[32]. Религия, по его мнению, защищает людей от страха беспомощности, и если бы они научились опираться только на собственные силы, то инфантильная привязанность к Богу была бы преодолена. [33]