Религиозность в современной студенческой среде, страница 6

Но, тем не менее, до сих пор не решенным остается вопрос, способно ли рациональное мышление (философия, этика, социальная мысль и т.д.) стать достойной альтернативой религии, дав людям ответы на вопросы о смысле бытия.

Кроме того, религиозный вакуум, возникший в результате падения влияния традиционных религий, ведет общество к постепенному возврату в эпоху суеверия: магии, астрологии, оккультизму и т.д. Эти верования сегодня буквально получили новую жизнь. Также в спектр заменителей религии входят идеологические мифы и социальные утопии. Такой сложный процесс, как секуляризация, еще не был достаточно изучен, т.к. приобретает свои специфические формы в каждом обществе в зависимости от его особенностей. Понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и перспективы ее развития в будущем.

Как показывает мировой опыт, религиозные сообщества – не самый сильный фактор для преодоления кризисных ситуаций. Несомненно, они всегда были источниками духовности, морали и ценностей, но, в то же время, разжигали войны во имя своих святынь.  Кроме того, на сегодняшний день религиозные сообщества сильно разобщены, конкурируют между собой, и каждое из них претендует на исключительность, хотя за частую проповедует устаревшие для современного мира верования, далекие от нынешних понятий о справедливости. Мировое развитие диктует религии необходимость достаточно радикальной трансформации.

На вопрос о том, возможно ли существование общества без религии, первым ответил О. Конт[38]. На основе закона «трех стадий» можно сказать, что религия будет в конечном итоге полностью заменена наукой. И хотя Конт вполне осознавал социальную функцию религии как общественного идеала, вдохновляющего и побуждающего к великодушию, он не отказался от своих прогнозов. Он предложил обществу новую рациональную религию, сделав объектом почитания великое и светлое будущее, к которому движется человечество. Однако Конт не учел одно важное обстоятельство – религия никогда еще не возникала в результате сознательных человеческих усилий, ведь меньше всего она похожа на рациональную конструкцию[39]. Сегодня наука оказывает определяющее воздействие на жизнь каждого человека. Современный человек не готов принимать на веру в качестве истины то, что нельзя доказать. Овладев методами научного познания, он больше не видит потребности в вере в Бога, которая объясняла законы мироздания. Прошлые слабости человека порождали и поддерживали веру во всемогущее существо, но люди научились преодолевать свои слабости сами, и привычный образ Бога-чудотворца потерял прежнее влияние.

Об упадке религии также говорится и в прогнозах Вебера. Он считал, что угрозу для современного мира представляет господство технологии и бюрократии, результатом которого будет ограничение человеческого опыта, сужение сознания до прагматических интересов полезности и комфорта. Технократия будет гасить силу человеческого воображения, религиозный экстаз и уподобит общество железной клетке. По Веберу развитие в этом направлении – деиллюзионизация – будет своеобразным расколдовыванием общества. Наука ведет мир к торжеству расчета, но религия продолжает существовать вопреки всем прогнозам.

Э. Дюркгейм рассматривал религию, как сохраняющийся в той или иной мере специфический человеческий феномен. Он предполагает, что в религии заключено нечто вечное, лежащее в основе всех преходящих символов, в которых выражается религиозное сознание в разные исторические эпохи. Дюркгейм видит в религии присущий человеку способ восприятия общества[40].

С каждым годом общество усложняется, неизбежно меняются самые существенные стороны человеческой жизни. Люди устремляются к новым ценностям, включая понимание смысла религии. Религиозное сознание проявляется в новых, Часто неожиданных и непривычных формах. Например, христианская религия, организованная в масштабе целого общества, оказалась впоследствии неспособной приспособиться к социальным и культурным изменениям в обществе. Возможно, расцвет различных культов, движений и новых религий, наблюдаемый на сегодняшний день, является возвратом религии к исторически нормальной форме существования.