Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 49

При заключении договора комиссии между ЗАО « Центр » и поставщиками с целью налоговой оптимизации рекомендовано оговорить ряд следующих вопросов:

1. Комитент по договору комиссии не должен оплачивать транспортные расходы исследуемого предприятия, а также затраты на услуги хранения комиссионного товара. Это позволит ЗАО « Центр » принять данные расходы к уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

2. Так как стать 991 Гражданского кодекса РФ не содержит ограничений на установление размера вознаграждения комиссионера, то при заключении договора комиссии между исследуемым предприятием и поставщиками следует установить величину комиссионного вознаграждения в пределах 16,667%.

Данный размер вознаграждения был рассчитан следующим образом. Комитент в цену комиссионного товара включает свою наценку в размере 20%. Если себестоимость товара равна 100 тыс. рублей, то с учетом наценки стоимость товара станет равна 120 тыс. рублей. Так как на данный момент ЗАО « Центр » в стоимость реализованных товаров включает наценку в размере 20% от стоимости приобретенной продукции, то стоимость реализованного товара по договору комиссии должна быть не ниже 144 тыс. рублей (124 тыс. руб. + 24 тыс. руб. = 144 тыс. руб.). После реализации комиссионного товара ЗАО « Центр » должен получить предполагаемый доход в размере 24 тыс. рублей в виде комиссионного вознаграждения. Для этого необходимо рассчитать процентную долю 24 тыс. рублей в общей сумме проданных товаров. В результате расчетов получается, что величина процентного вознаграждения по договору комиссии должна составлять 16,667% (144 000 руб. × 16,667% = 24 004,8 руб.).

3. В договоре комиссии следует указать, что комиссионер, то есть исследуемое предприятие, удерживает комиссионное вознаграждение из средств, полученных от покупателей в счет оплаты или частичной оплаты товаров.

4. Договор комиссии следует заключать без установления срока действия данного договора и без указания территории его исполнения, что даст возможность предприятию действовать без ограничения по времени и месту.

5. В случае неисполнения покупателем условий договора поставки товаров, заключенного с исследуемым предприятием-комиссионером, ЗАО « Центр » сообщает о сложившейся ситуации комитенту, но сохраняет за сохой право продолжить взаимоотношения в рамках того же договора поставки с покупателем. Данное условие может быть внесено в договор комиссии на основании статьи 993 Гражданского кодекса РФ, где указано, что комиссионер передает права по неисполненному договору только по требованию комитента.

К преимуществам, которые получит ЗАО « Центр » при применении договора комиссии, можно отнести следующие положения:

·  простота бухгалтерского и налогового учета комиссионной торговли;

·  отражение в налоговом учете в качестве дохода лишь сумм вознаграждений для целей исчисления налога на прибыль;

·  исчисление НДС лишь с сумм вознаграждения за оказанные посреднические услуги;

·  освобождение средств предприятия из оборота, возможность их использования для развития других видов деятельности.

В то же время существуют некоторые недостатки применения договора комиссии, к которым можно отнести следующие положения:

·  право собственности на переданный комиссионеру товар сохраняется у комитента;

·  комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента;

·  комитент вправе в любое время отказаться от исполнения договора комиссии, отменив данное комиссионеру поручение. Однако комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения.

Также возможен другой вариант работы по договору комиссии, когда ЗАО « Центр » будет выступать в роли комиссионера, но роли комитентов будут исполнять покупатели. В этом случае исследуемое предприятие будет за счет покупателей приобретать товары для них и получать комиссионное вознаграждение за оказанные посреднические услуги.