Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 29

Первый показатель (Тэ) рассчитывает соотношение средней доходности операции налоговой оптимизации по 1-му и 2-му вариантам методов налоговой оптимизации, а второй показатель (Тσ) демонстрирует соотношение величин рисков операции налоговой оптимизации по 1-му и 2-му вариантам методов налоговой оптимизации.

Сравнение полученных показателей (Тэ <> Тσ) поможет определить, какой из вариантов более эффективен и менее рискован.

Рассмотренные показатели изменения параметров налогообложения можно использовать для оценки методов налоговой оптимизации, в которых воздействие оптимизации затрагивает не один налог, а их совокупность. Причем вероятность возникновения штрафных санкций может появляться в этом случае не только по одному, но и по нескольким налогам. Недостатком данного способа расчета эффективности методов налоговой оптимизации является отсутствие в представленных вычислениях показателя прогнозной величины штрафных санкций. Этот недостаток легко устраняется уменьшением суммы средней доходности изменения параметров налогообложения на величину предполагаемых штрафных санкций.

Для оценки эффективности применения того или иного метода налоговой оптимизации также можно воспользоваться критерием сравнения, предложенным в работах А. Н. Медведева. Данный критерий позволяет сравнивать варианты налоговых решений по применению того или иного метода налоговой оптимизации на основе сравнения совокупности их характеристик в стоимостном выражении.

Критерий А. Н. Медведева выражен следующим неравенством:

,                                               (32)

где:

Цн.о. – это стоимость мероприятий по налоговой оптимизации;

Нопт – сумма налогов платежей после оптимизационного воздействия;

Ноб – налоговые платежи в обычном режиме;

Р – риски налоговой оптимизации (стоимостное выражение).

В основе критерия А. Н. Медведева лежат характеристики сравнения:

·  по виду – он предполагает сравнение базисного варианта (в обычном режиме) с предлагаемым (одним вариантом изменения параметров налогообложения в результате применения метода налоговой оптимизации);

·  по типу – он представляет собой инструмент одновариантного двухфакторного сравнения;

·  по способу сравнения – это абсолютное сравнение (разность показателей) на основе показателей следующего экономического содержания: налоговых и других (оптимизационных) издержек и риска (в виде потенциальных санкций).

Этот критерий можно использовать для оценки целесообразности одного варианта изменения параметров налогообложения, то есть одного метода налоговой оптимизации. Критерий А. Н. Медведева носит индикативный характер. Если заложенное в нем неравенство выполняется, то рассматриваемое оптимизационное решение – целесообразно, если не выполняется – нецелесообразно.

Преимуществом данного критерия является то, что его аналитическое выражение позволяет при расчете учитывать стоимость мероприятий по организации оптимизации и стоимостное выражение потенциального ущерба.

В то же время, рассмотренный критерий А. Н. Медведева имеет определенные ограничения по использованию в оценке эффективности методов налоговой оптимизации и налоговых рисков. Во-первых, он не может быть использован для сравнения двух и более вариантов воздействия на параметры налогообложения. Во-вторых, при количественной оценке рисков налоговой оптимизации никак не оговаривается механизм исчисления оценочной величины риска с учетом вероятности его наступления и масштаба возможных неблагоприятных последствий. Преодоление методической проблемы оценки налоговых рисков возможно только тогда, когда будет существовать статистика о видах налоговых ошибок и правонарушений и примененных по ним санкциям. Налоговый риск, как и любой риск, должен иметь математически выраженную вероятность наступления потери, которая должна опираться на статистические данные либо в случае их отсутствия на экспертные оценки такой вероятности.