Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 28

В то же время, при осуществлении налоговой оптимизации необходимо помнить о принципе разумности, так как значительное уменьшение сумм налоговых платежей однозначно вызовет интерес у налоговых органов. К тому же, чем больше методов налоговой оптимизации применяет организация, тем выше вероятность возникновения налоговых рисков в результате недостаточной проработанности и более слабого контроля каждого из методов.

Таким образом, при осуществлении налоговой оптимизации на предприятии необходимо проводить тщательный отбор методов для ее реализации. При этом следует оценивать каждый такой оптимизационный метод с точки зрения его эффективности и возможных негативных последствий, которые могут наступить внутри предприятия при использовании этого метода.

Для оценки эффективности применения метода налоговой оптимизации и анализа налоговых рисков, вызванных его применением, можно выполнить расчет следующих показателей изменения параметров налогообложения [39, с. 80]:

1. Эффект от налоговой оптимизации (Эопт) рассчитывает результат применения метода налоговой оптимизации (прибыль или убыток) по формуле:

,                                           (22)

где:

i (от 1 до n) – это количество оптимизируемых налогов;

Ni и Оi – суммы i-го налога до и после применения метода оптимизации соответственно;

Иопт – издержки, связанные с оптимизацией.

2. Эффективность операции налоговой оптимизации (Rопт) демонстрирует соотношение эффекта от налоговой оптимизации с издержками, связанными ее осуществлением, и определяется по формуле:

                                                          (23)

3. Средняя доходность операции налоговой оптимизации (Эср) – это величина средней экономии от правомерного изменения параметров налогообложения налогоплательщиком, которая рассчитывается по формуле:

,                                                (24)

где:

i (от 1 до n) – число оптимизируемых налогов, величина которых изменяется вследствие изменения параметров налогообложения;

Li – вероятность благоприятного исхода (отсутствия штрафных санкций) по i-му налогу;

Ni и Оi – суммы i-го налога до и после применения метода оптимизации соответственно.

4. Изменение суммы налога в результате применения метода налоговой оптимизации (Эi) показывает, насколько уменьшатся начисления по i-му налогу вследствие изменения параметров налогообложения, и считается по формуле:

                                                         (25)

5. Риск операции налоговой оптимизации (σ) рассчитывается по формуле:

,                                                (26)

где:

Pi – вероятность неблагоприятного исхода (применения штрафных санкций) по i-му налогу, рассчитанная по формуле:

                                                            (27)

Вероятность применения штрафных санкции по налогу можно определить объективным методом, который базируется на вычислении частоты, с которой тот или иной результат был получен в аналогичных условиях. В этом случае следует применить следующую формулу:

,                                                            (28)

где:

n – число событий с неуспешным исходом;

N – общее число событий.

Для расчета вероятности применения штрафных санкций по налогу может применяться субъективный метод, базирующийся на экспертных оценках.

6. Соотношение риска и доходности изменения параметров налогообложения можно рассчитать с помощью коэффициента вариации (V):

                                                              (29)

Для того, чтобы сделать выбор в пользу того или иного метода налоговой оптимизации, можно провести сравнение темпов роста доходности и риска двух предполагаемых методов.

Для этого следует рассчитать темпы роста доходности (Тэ) и риска (Тσ) с помощью следующих формул:

,                                                           (30)

,                                                             (31)