Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 21

Учетная политика экономического субъекта – это основной организационно-распорядительный документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета и который разрабатывается и принимается на каждый новый финансовый год. Этот документ необходим для подтверждения обоснованности и законности того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского и налогового учета.

Основные нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н; ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 6.10.2008 г. № 106н; ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные Приказами Минфина России от 6.05.1999 г. № 32н и № 33н; Налоговый кодекс РФ.

Содержание и альтернативные варианты бухгалтерского учета организации раскрываются в Приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета, который позволяет организации вести данный учет таким образом, чтобы максимально воздействовать на финансовые результаты, повышать платежеспособность и избегать разногласий с налоговыми органами и финансовых санкций.

Перечень и варианты элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета представлены в Приложении 6.

Существующая возможность выбора способов ведения налогового учета, предоставленных налоговым законодательством, также приводит к необходимости закрепления выбранного способа и формы ведения налогового учета в учетной политике организации для целей налогообложения.

Перечень и варианты элементов учетной политики для целей налогообложения представлены в Приложении 7.

Тщательная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальные варианты учета, эффективные с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

При разработке учетной политики возможны две модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета.

1 модель – параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета на основании одного и того же массива первичных документов, отражающих хозяйственную деятельность организации. При ее применении для формирования налоговой базы можно не учитывать правила бухгалтерского учета. В этом случае необходимо разработать аналитические регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции, фиксируя ее одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Этот подход не возможен без мощных информационных систем автоматизации функции учета в организации.

2 модель – в ее основу заложен принцип максимального сближения налогового учета с существующей в организации системой бухгалтерского учета. Так как статья 313 главы 25 Налогового кодекса РФ позволяет использовать данные бухгалтерского учета для формирования данных налогового учета, то в данном случае регистры бухгалтерского учета могут быть приняты в качестве регистров налогового учета с дополнением их реквизитами необходимыми для исчисления налоговой базы. Данная модель является более оптимальной, так как минимизирует расхождения бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, обоснованный выбор учетной политики позволяет организовать законным путем оптимизацию налоговых платежей, так как ее элементы влияют на формирование налоговых обязательств предприятия, и затрагивает порядок исчисления налогов.

2. Оптимизация через договор (метод договорной политики).

Нельзя недооценивать значение договора в финансово-хозяйственной деятельности. Так как объект налогообложения возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договоров, то метод договорной политики является одним из основных действенных методов налоговой оптимизации.