Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 15

Первый подход, следуя государственным интересам, изучает налоговую нагрузку для страны в целом. Второй подход рассматривает налоговую нагрузку по отношению к отдельным субъектам хозяйственной деятельности и преследует интересы предпринимателей.

Н. В. Миляков под налоговым бременем в рамках государственного подхода понимает отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта. В рамках коммерческого подхода данный автор определяет налоговую нагрузку как отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации [29, c. 4].

Таким образом, на макроуровне налоговая нагрузка показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. На микроуровне данный показатель рассчитывает долю совокупного дохода конкретного налогоплательщика, которая отчуждается в бюджет в форме налогов и платежей налогового характера.

Схожей позиции относительно государственного подхода к налоговой нагрузке придерживается А. В. Брызгалин. Также аналогичные определения понятия «налогового бремени» дают в своих работах такие российские ученые, как В. Г. Пансков и Д. Г. Черник. Но В. Г. Пансков при расчете налоговой нагрузки в целом для страны предлагает сравнивать суммы уплачиваемых налогов с валовым внутренним продуктом.

Расчет показателя налоговой нагрузки позволяет проанализировать тяжесть налогообложения предприятия. Причем сравнительный анализ величины данного показателя до и после применения методик налоговой оптимизации позволяет оценить их эффективность.

Проблема расчета показателя налоговой нагрузки является одной из важнейших и наиболее дискуссионных в теории и практике налогообложения. В отечественной экономической литературе существуют различные методики расчета налогового бремени, различающиеся как по количеству налогов, включаемых в расчет, так по способу определения интегрального показателя, с которым соотносится общая сумма налогов за расчетный период.

В зависимости от подхода к определению налоговой нагрузки различают государственные и коммерческие методики.

К государственным методикам можно отнести методику, разработанную Департаментом налоговой политики Министерства финансов РФ, согласно которой совокупная налоговая нагрузка представляет собой отношение всех уплачиваемых хозяйствующими субъектами налоговых платежей к общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая выручку от прочей реализации и внереализационной деятельности [46, с. 44]. В данном случае показатель налогового бремени выражается в процентах.

Таким образом, показатель налоговой нагрузки организации (НН) рассчитывается по формуле:

,                                                   (1)

где:

НН – налоговая нагрузка на предприятие;

НП – общая сумма всех уплаченных налогов;

В – доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

ВД – внереализационные доходы.

Существенный недостаток этой методики заключается в том, что такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанный показатель налоговой нагрузки характеризует только налогоемкость продукции, произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

Таким образом, рассчитанный по методике Департамента налоговой политики Минфина РФ показатель налоговой нагрузки выявляет лишь долю налоговых платежей в выручке, не учитывая их структуру в ней, и не характеризует, в какой мере обязательные платежи оказывают влияние на финансовое состояние предприятия.

Основная идея коммерческих методик состоит в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. При расчете показателя налогового бремени некоторые из коммерческих методик стараются учесть и то, как изменение количества налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на уровень налогообложения хозяйствующего субъекта и его экономическую деятельность, так как в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает особую практическую ценность.