Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 7

8. Федеральный закон «О рекламе» и журналистская практика. Закон о рекламе принят Государственной Думой 14 июня 1995г. И вступил в силу в июле 1995г. Он определяет понятие рекламы и правовых субъектов в этой области. С момента его принятия закон не раз подвергался серьезным ревизиям. Реклама- это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.  Это определение дается во второй статье. Среди общих требований к рекламе есть следующие – она должна быть распознаваема (5 статья). Закон о рекламе  требует от рекламных материалов не побуждать к насилию, агрессии, возбуждению национальной розни - запрещает недобросовестную (порочащую конкурентов), недостоверную (содержащую ложную инфо), неэтичную (нарушающую нормы гуманности), ложную (умышленный обман), скрытую рекламу (не осознаваемую потребителем) - ограничивает объем рекламы на страницах прессы и в эфире. Реклама в прессе – 40% одного номера. Последние изменения в законе коснулись рекламы сигарет, пива, алкоголя, а также лекарств. Пиво запретили рекламировать с 7 до 22 двух на ТВ и с 9 до 24 на радио. Также запрещено рекламировать пиво это при помощи изображений животных и людей. Запрещается использование образа доктора в рекламе.  Запрет на использование "зонтичной рекламы" - то есть рекламы спиртного под видом мин.воды или шоколада. Не все из этих поправок эффективны. Например, запрет на прерывание рекламой детских телепрограмм обернулся тем, что многие передачи для детей попросту исчезли с экранов. Контролирует соблюдение закона Федеральный антимонопольный орган  и его территориальные отделения. За ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы служба может оштрафовать должностное лицо на 20 тысяч рублей, юридическое лицо - на 500 тысяч рублей. И о еще одном виде рекламной деятельности, политическом. Понятия «политическая реклама» в законе не существует. Часто «рекламой» называют предвыборную агитацию, на нее закон не распространяется. Агитация регламентируется законом об основных гарантиях избирательных прав.

9. Закон об интеллектуальном праве. Авторское (интеллектуальное) право должно особо интересовать журналиста, так как этот закон охраняет его интеллектуальную собственность. С 2008 года в РФ вступила в силу четвертая честь ГК, которая пришла на смену Закону «Об авторском праве и смежных правах», принятому в 93 году. Она во многом текстуально повторяет действовавший до ее принятия закон. Однако имеется и ряд существенных отличий, важных для журналистской и издательской деятельности.

Авторское право  распространяется на выраженные в объективной форме, т.е. зафиксированные на бумаге, кино-, фото-, видеопленке и др.способами, произведения, являющиеся результатами творческого труда независимо от назначения и достоинства, способа воспроизведения, а также от того, выпущены они в свет или нет.