Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 2

Толерантность (терпимость): в первую очередь – религиозная и национальная. Особенно в наше время: глобализация, ислам защищается, карикатуры на пророка Мухаммеда, Израиль и Палестина и т.д. Включает как уважение к другой точке зрения, так и особое внимание на то, чтобы не оскорбить другой этнос, религиозную общность и пр. Гуманизм как обобщающий, синкретический принцип. Человеколюбие, не навреди; защита неотъемлемых прав и свобод личности,

2. Журналистика как система средств массовой информации. Черты системы: всеохватность, взаимозависимость и взаимообусловленность, работает как слаженный механизм, каждый элемент системы выполняет свою функцию, система не терпит пустоты.

Классификации СМИ:

По типу СМИ делятся на электронные (иначе – аудиовизуальные) и печатные. Электронные: телевидение, радио, интернет-издания, информационные агентства, мобильная телефония, синтетические формы (WAP-подписка). Печатные: газеты, журналы, альманахи.

По охвату СМИ делятся на центральные (общероссийские), региональные (СМИ субъектов РФ – общекраевые, общеобластные) и местные (городские, районные)

По политической ориентации СМИ делятся на либерально-демократические, прокоммунистические, проправительственные

По тематике СМИ делятся на общественно-политические, деловые, детские, молодежные, аграрные, религиозные, парламентские, специализированные, политические, литературные, и пр.

По тиражу печатные СМИ делятся на малотиражные (до 10 тыс экз), среднетиражные (от 10 до 100 тыс), крупнотиражные (от 100 тыс до 1 милл), и лидеры тиража (свыше 1 милл).

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношения прессы и аудитории: 1. возможность быстрого,  обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер. 2. существует возможность отложить чтение какого-то материала и прочесть его в другое удобное время. Печатные издания легко «иметь при себе», они не могут помешать окружающим (как радио и ТВ). Однако у печати есть свойства, по которым она проигрывает. Главным образом – оперативность. Если ТВ и особенно радио способны передавать инфо практически непрерывно и оперативно, то печать обречена на ограниченность выпусков. Радио – наиб. характ. черта: носителем инфо явл. только звук. Позволяет мгновенно передать инфо на неогран. расстояния, причем получение сигнала происходит буквально в момент его передачи. Возможно передача звуков всех типов (музыки, речи, шумов), что создает развернутую звуковую картину мира. Плюсы отсутствия видеоряда: 1. «чистый звук» воспринимается более полно и глубоко (слушатель не отвлекается от звучащей речи). 2. активизируется воображение слушателей (возможность своего видения). Минусы радио: 1. невозможно отложить прослушивание на удобное время (как газету), делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке. 2. оно дает возможность совмещать прослушивание с другими занятиями, где заняты руки и зрение. С одной стороны это удобно, но с другой, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что ведет к потерям инфо. ТВ. Аудио + видео. Возможно оперативное ведение передач, как из студии, так и с места событий. Больший «эффект присутствия». Для жур-та на ТВ важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией: 1. как правило, просмотр проходит в домашних условиях. 2. необходимо уметь обращаться одновр. и к млн аудитории, и к малой группе людей. 3. необходимо сочетать инфо насыщенность с высоким уровнем увлекательности. Минусы: невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, что требует особенно тщательного подхода к составлению программ. Интернет. Это электр. версии и дайджесты газет, радио и теле вещание, сайты (странички) отдельных жур-ов. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ. Так же к подсистеме можно отнести иформ агентства. При обращении читателя к печатным СМИ на первом месте оказывается стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни. Радио прежде всего удовлетворяет стремление получать оперативную инфо, которому сопутствует желание интересно провести свободное время. В случае с ТВ на первое место выдвигается желание провести у тв свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план.