Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 17

19. Журналистика в конце 19 – начале 20 века. Зарождение массовой прессы. Создание газетно-журнальных объединений. А.С.Суворин и И,Д.Сытин.

В конце 19 века журналистика стала крупным бизнесом. Высокий уровень грамотности населения при увеличении численности населения. Новые технологии: печатные станки, телеграф, телефон и улучшение работы почты. Все это стало предпосылками для появления массовой журналистики.

Особенности: 1) Значительное увеличение тиражей. Многие превысили 0,5 млн. экз. В 1900г. журнал «Нива» 250 тыс экземпляров. «Новое время» и «Русское слово» - самые восокотиражные журналы под 1 млн. 2) Рост количества изданий. Сер 19 века – 200. В 1900г. 1002 издания. В 1914г – более 3 тысяч. 3) Развитие тематических изданий: медицинские, для охотников, спортсменов, путешественников, коллекционеров и т.д. Такой разброс тем обусловлен тем, что у людей был разброс в мыслях – время-то какой было!

У каждой партии были свои газеты. Кадеты – «Речь». Октябристы – «Утро России». Монархисты – «Русское знамя». Большевики – «Правда» п/р Ленина, «Искра». Правительственная газета – «Русский инвалид» и др. Поддержку правительству оказывали и церковные издания («Мир Божий»).

В общем, после 1-й русской революции широко распространилась политическая журналистика.

Коммерциализация прессы.

Возросшие тиражи и снижение сибестоимости выпуска печатного издания благодаря новым технологиям сделало издание выгодным и прибыльным бизнесом. Газеты до половины могли заполняться рекламой, что позволило продавать их ниже себестоимости.  Возникли крупные печатные концерны. Самые известные из них принадлежали Суворину и Сытину.

Суворин, газетный магнат. Сын крестьянина. В 26 лет приехал в Москву, работал журналистом. Купил газету «Новое время», привлек много читателей – в  газете были фото, рисунки и т.д. Поэтому и рос тираж. Суворин купил типографию, открыл школу для типографских рабочих. Ему принадлежало еще несколько газет. Затем он стал издавать и книги.

Сытин, тоже из крестьян. Работал в книжном магазине. Выгодно женился, купил типографию, стал издавать календари и книги. Затем стал покупать газеты и журналы и раскручивать их с помощью «бесплатные» приложения к журналу (это были издания произведений западных писателей).

Издатели широко обращались к читателям, проводили опросы и конкурсы, дарили подарки.

В начале 20 века появилась малая пресса – бульварная. Газета-копейка: сенсации, криминальная хроника, горячи истории. Так же появились эротические, порнографические издания.