Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 22

24. Конкуренция в СМИ и журналистская этика. Конкуренция в СМИ заметно обострилась по сравнению с советским периодом. Для того чтобы выжить, СМИ пришлось пойти на многое из того, что раньше табуировалось. Целый сегмент СМИ – желтая пресса, равно как и желтое телевидение – вынуждены осознанно и целенаправленно нарушать внушительный перечень этических норм, ибо это приводит к повышению тиража/рейтинга – и, следовательно, к коммерческому успеху.

Этика - система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

Конкуренция может вызвать нарушение этики по отношению:

1)К рекламодателям (указание несертифицированных тиражей, недостоверная информация о местах и способах распространения издания, о его целевой аудитории)

2)К источникам информации (подкуп источника, передача информации за плату, замалчивание источника, упоминание источника – хотя информация была предоставлена на условиях анонимности, а разглашение информации об источнике может повлечь за собой негативные последствия для источника, скрытая запись источника)

3)К конкурентам (переманивание источников информации и кадров, делиться или не делиться с коллегами результатами расследований? можно ли говорить о не вышедших еще материалах и как говорить?)

4)К аудитории, обществу (стоит ли ради эксклюзивности показывать моменты гибели людей, снимать действия людей скрытой камерой, проникать в частную жизнь людей)

Возникла идея «ситуативной этики» - когда сталкиваются две и более этических нормы, возникает дилемма, которую надо разрешить здесь и сейчас, как можно быстрее, чтобы сдать номер в печать. Приходится выбирать, какая этическая норма первостепенна в каждом конкретном случае. Типичный пример: журналист хочет опубликовать общественно значимую информацию, но задевающую чье-то право на неприкосновенность частной жизни.

25.  Социальная ответственность СМИ.

Социальная ответственность СМИ – это ответственность перед обществом, общественностью, аудиторией СМИ. Она необходима, потому что человек использует СМИ для принятия жизненно важных решений, СМИ ориентируют человека в пространстве и времени. Если СМИ называют себя четвертой властью, то у них – как и у всякой власти – должна быть пропорциональная объему власти ответственность. Концепция социальной ответственности сформировалась тогда, когда журналистика стала массовой, стала социальным институтом. Положение о социальной ответственности входит практически во все кодексы профессиональной этики журналиста. Однако в законодательстве она не прописана. Но так как журналист признается общественно значимой фигурой, то и отвечать он должен только по закону, но и по морали. В российском кодексе о социальной ответственности говорят  3, 4 и в особенности 5 пункты. 3. Журналист должен понимать, что информация, которую он распространяет, вызовет отклик в обществе, поэтому она должна быть правдивой и полной. Нельзя скрывать общественно важную инфо (3 пункт). Осознанная клевета – тяжкое профессиональное преступление. Также этот пункт говорит о необходимости исправлять свои ошибки, то есть, давать опровержения ложной инфо.  4 пункт – ответственность перед источниками и респондентами – это тоже ответственность социальная, так как зачастую в желании добыть материал журналисты не считаются с интересами источников. И 5 пункт. Он охраняет интересы тех, кто попадает в поле профессиональной деятельности журналиста. Журналист должен осознавать, какие последствия повлечет его публикация для героев. Оно воздерживается от некорректных слов и намеков в их сторону. Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних. Вмешательство в частную жизнь человека может оправдать только защита интересов общества. Но надо помнить, что не только закон должен взывать к ответственности журналиста, но и он сам должен чувствовать свою ответственность перед человеком, группой, государством за то, что он знает и пишет. Пример, уже становящийся хрестоматийным – пожар 16 января во Владивостоке, когда один телеканал демонстрировал сцены падения людей.