Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 14

15. Художественно-публицистические жанры, их целевая установка и методы реализации творческого замысла. Фельетон: это один из сатирических жанров, задача которого – обличение общественных пороков, недостатков. Фельетон – распространенный газетный жанр, используется ж-ми для борьбы с пережитками, которые мешают общественной жизни.  В дореволюционное время существовало много журналов, в которых печатались фельетоны. («стрекоза», «осколки», «будильник», «зритель» и др.). Фельетонист пользуется различными выразительными средствами при написании материала – сатирической метафорой, иронией, сарказмом, гротеском. Но задаче не в том, чтобы рассмешить читателя, а в том, чтобы вызвать у него определенные чувства и мысли по отношению к отрицательным общественным явлениям. Ж – т должен точно оценить все факты, точно определить размеры определяемого зла, чтобы ничего не преувеличить. Обычно в сатире нет грубых слов и окриков в адрес героев фельетона, автор обличает зло с помощью объяснения, обобщения. Для этого автор использует  наряду с точными фактами и авторский домысел – воображаемые диалоги, эпизоды, которые отражают поступки героя.    

Памфлет: этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. Этот жанр отличается убийственной иронией, едким сарказмом. В годы ВОВ памфлетисты много подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей, что вызывало у  людей чувство ненависти к врагам. В ходе предвыборных компаний, когда народ нужно склонить в одну или другую сторону, памфлет используется как один из самых  эффективных способов борьбы.

Очерк: это главный художественно – публицистический газетный жанр. Очерк позволяет ж – ту глубоко отобразить  действительность. Очерк должен рассказывать о новых явлениях увлекательно, ярко, коротко. Обычно художественный очерк строиться по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Хороший очеркист показывает явление, а не рассказывает о нем, как это делает автор заметки, статьи и т.д. Сила воспитательного воздействия очерка состоит в том, что полюбившийся читателям герой живет среди них, у него есть адрес, ему можно написать письмо, позвонить, встретиться. Между героем очерка и аудиторией устанавливается прямая связь, которая может  продолжаться многие годы. Часто в редакцию приходят письма с мыслями читателей. В очерке автор имеет право на домысел, но он не должен противоречить фактической действительности. Виды очерка: портретный: задача автора создать портрет героя, на примере жизни и деятельности. Событийный: посвящен жизненному явлению, важному, общественно значимому событию, в связи с которым раскрываются духовные качества его героев. Пишется, как правило, оперативно, по горячим следам (очень похоже на репортаж). Задача автора, рассказать так, чтобы у читателя сложилось впечатление, что он сам там побывал. Путевой: главная особенность состоит в постепенном развертывании объекта описания. Автор является одним из героев. Из множества дорожных  встреч,  наблюдений,  автор выбирает наиболее социально значимые.

18. Журнально-публицистическая деятельность А. П. Чехова

В журналистике 80-х годов активно участвовал великий русский писатель А. П. Чехов.

Он сотрудничал во многих изданиях, начиная от юмористических еженедельников и кончая одним из наиболее популярных ежемесячных журналов «Русская мысль». Направление большинства изданий, где приходилось печататься Чехову, не соответствовало его мировоззрению и творческим планам, но в 80-е годы в период жестокой политической реакции это было нормой среди писателей.

Однако именно через периодику Чехов пришел в литературу. В практике спешной журнальной работы вырабатывался его краткий и необычайно емкий литературный стиль.