Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 5

7.Налаживание системы распространения издания: что предпочтительнее – розница или подписка, в каком соотношении, по какой цене, через каких оптовиков и другие вопросы

8.Установление партнерских информационных связей с другими СМИ, общественными организациями и государственными органами

9.Повышение доходности СМИ путем сокращения расходов либо увеличения доходов либо обоими путями одновременно

6. Правовые и экономические формы организации информационного бизнеса. Есть 2 направления организации деятельности СМИ: правовое и экономическое. Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают Законы о СМИ: местные, национальные, международные. Два основных международных закона: Всеобщая Декларация Прав Человека; Европейская конвенция Прав Человека. В основе этих законов лежат различные концепции свободы печати: в основе ВДПЧ - американская концепция: свобода убеждений и выражения их, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ. Согласно европейской концепции, свобода слова несколько ограничена: человек имеет право на защиту от СМИ. Кроме того, в каждой стране, помимо общего законодательства о СМИ, имеются отдельные законы: о государственной тайне, об угрозе государственной безопасности,  клевете, о праве граждан на неприкосновенность частной жизни. Правовые предпосылки создания СМИ (согласно закону о СМИ в РФ): все начинается с регистрации нового СМИ. В зависимости от региона его распространения определяется место регистрации. Регистрация нового СМИ не требуется, если оно учреждается органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений, материалов, нормативных актов. А так же если тираж периодического печатного издания – менее 1 тыс. экз. В заявлении необходимо сообщить сведения: об учредителе, название СМИ, язык на котором оно будет выступать, адрес редакции, форма периодического распространения, предполагаемая территория распространения, примерная тематика и/или специализация, предполагаемая периодичность и максимальный объем. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Отказ в регистрации нового СМИ  возможен только если:  заявитель не обладает правом учреждения СМИ в РФ; сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности; название, примерная тематика и/или специализация – используются для разглашения сведений, составляющих гос. тайну, для призыва к насильственному изменению конституционного строя и целостности гос-ва, разжигания нац-ой, классовой, религ. войны и т.д. Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, начиная с указанной в нем даты. После регистрации СМИ возникают правовые отношения между его учредителем, издателем и редакцией – их права и обязанности. Многое тут зависит от статуса учредителя (он может выступать в роли редакции и руководить ею  в качестве гл. редактора, может быть одновременно издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания, его распространение, может быть собственником имущества редакции, владельцем издания и пользоваться всеми связанными с этим правами, но чаще он остается просто учредителем и тогда не в праве вмешиваться в проф. деят-ть редакции). Другой стороной в этих отношениях является редакция СМИ в лице ее главного редактора (редакция может быть юр. лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, может выступать так же как учредитель СМИ, издатель, распространитель, собственник своего имущества). У каждой редакции СМИ – свой Устав. В нем определяются взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, порядок его избрания и назначения, редакционной коллегии и иных органов управления, полномочия коллектива журналистов. Копия устава  редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее 3 мес. со дня первого выхода в свет (эфир) данного СМИ. Правовой аспект отношений редакции с учредителем и издателем непосредственно связан с их экономическим аспектом. Более того - определяет его. Это находит выражение уже в договорах, которые редакция заключает со своим учредителем и с издательством. В этих договорах указывается, какую часть прибыли редакция перечисляет учредителю и издательству. Кроме того, в договоре с издательством определяется арендная плата редакции издательству за предоставляемые ей помещения, мебель, оборудование и выплаты за производственные и другие услуги. Важнейшее значение имеет вопрос о собственности. В современной рыночной ситуации частные учредители редко выступают и как издатели - создание собственной полиграфической базы требует многомиллионных вложений. Чаще в редакционной практике встречается сочетание частного учредительства + главный редактор. Иногда учредителем становится группа граждан, объединивших свои капиталы. Широко распространен вариант, когда в роли учредителя выступает журналистский коллектив. В этом случае он является собственником СМИ, основных фондов и оборотных средств. В уставе редакции определяются все права и обязанности членов журналистского коллектива. В тех случаях, когда газету основывает какой-либо государственный орган, ведомство, общественная организация, предприятие, учреждение, фирма и т.п., используются 2 варианта учредительства. При одном в роли учредителя выступает конкретная структура, которая основывает СМИ и обеспечивает необходимые средства. Но чаще возникает т.н. двузвенный учредитель. В его роли выступают и тот орган или организация, который является основателем газеты, и журналистский коллектив. Этот вариант позволяет обеспечить достаточную самостоятельность редакции в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Так, учредителем газеты “Российские вести” является правительство РФ. Учредители еженедельника “Книжное обозрение” - Министерство печати и массовой информации РФ и трудовой коллектив редакции. В условиях политической и экономической нестабильности, ужесточения конкурентной борьбы многим СМИ становится все труднее сохранять свое существование. Редакции все чаще ищут спонсоров. Ими становятся предприниматели, крупные фирмы, банки, биржи и другие коммерческие структуры. Спонсор может оказать помощь редакции и без непосредственной передачи ей финансовых средств. Он передает редакции рекламу и щедро оплачивать ее. Может предоставить редакции новейшие технические средства, которые помогут увеличить конкурентоспособность. Но спонсорство редко приобретает характер бескорыстного меценатства. Дотация - денежное пособие, с помощью которого государственный орган или общественная организация поддерживает существование своего печатного издания. Она выдается регулярно, обеспечивая регулярное покрытие какой-то части расходов. Это тоже средство влияния на редакционную и информационную политику издания.