Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 4

3.Организ-правовые формы деят. редакции СМИ. Правовой статус редакции.Редакции периодических печатных изданий являются разными по своему статусу, организ-правовой и организ-эконом форме, кол-ву учредителей и собственников. Статус определяется той формой собственности или имущественной базой, на которой создана и действует редакция издания. Имущество редакции может быть частным, гос., муниципальным, а также общественным. Все зависит от того, кто является учредителем редакции.

С точки зрения юриспруденции, ОПФ – это совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, администрации и трудового коллектива организации, их ответственности друг перед другом.

В законе о СМИ – статьи 19 и 20 посвящены функционированию редакции. В статье 19 сказано, что редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, что отнюдь не предполагает хозяйственной самостоятельности.

Пример только профессиональной самостоятельности: АиФ Я молодой, АиФ любовь и прочие приложения.

В случае регистрации редакции как юридического лица возникает хозяйственная самостоятельность.

Редакции делятся на:

Коммерческие (наиболее распространенные):ОАО, ООО, ЗАО. Некоммерческие (НКО или АНО – автономная некоммерческая организация). Муниципальные.

ООО отличается от ЗАО тем, что в ООО имущество и прибыль распределяется по долям, а в ОАО по акциям.

Заключается устав редакции в течение трех месяцев с момента выхода СМИ в свет (если оно зарегистрировано). Содержание устава редакции определяется статьей 20 Закона о СМИ.

Проблемы уставов: типовое переписывание, многочисленные ошибки (слова с «не», тавтология, юридическая безграмотность, излишние или недостаточные сведения, уставы нарушают законы РФ

С сотрудниками редакции заключается трудовой договор.

      5.Редакционный менеджмент: понятия, цели, направления. Коллектив редакции - это трудовой производственный коллектив, который выпускает продукцию - газету (СМИ) и содержащуюся в ней информацию. Принципы редакционного менеджмента: Прибыльности, Конкурентоспособности, Экономической достаточности: разумная экономия на всех направлениях деятельности.

Главная цель менеджмента: увеличение доходности издания, которая может достигаться следующими методами: 1) увеличением тиража 2) увеличением цены 3) расширением рынка сбыта 4) оптимизацией оргструктуры СМИ 5) увеличением поступлений от рекламы.

Требования к редакционному менеджеру:

1.Общие (знания в экономике и управлении)

2.Специальные (знание журналистики в целом и специализации СМИ, в котором он работает, в частности)

Направления редакционного менеджмента:

1.Оптимизация величины редакционного коллектива: возможно уменьшение количества штатных сотрудников и привлечение внештатных, сокращение числа зарубежных собкоров, совмещение отдельных позиций: замредактора возглавляет отдел и является автором; дизайнер выполняет также работу верстальщика, и пр.; характерно для небольших редакций.

2. Оптимизация структуры редакции: выбор наиболее оптимальной для текущей деятельности редакции структуры. Принципы: разделение труда, кооперирование результатов труда, единоначалие. Структура может быть плоской и пирамидальной. Сокращение некоторых отделов (так, жертвой экономики пал отдел писем, ликвидированный во многих крупных редакциях).

3.Состав редакционного коллектива

4.Планирование выпусков: сетевой график – устаревшая форма, оперативное планирование – новостные полосы планируются в последние дни и часы.

5.Система найма: что лучше бессрочный трудовой договор или ограниченный по времени

6.Управление редакционным коллективом: материальное и моральное стимулирование, теории мотивации