Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 30

34. Язык и стиль современных СМИ. Исследователи все чаще  называют складывающуюся разновидность современного литературного языка - «язык СМИ» – газет, журналов, радио, телевидения. Некоторые используют еще один термин - язык  журналистики, хотя в основе этого явления все-таки лежит публицистический стиль. Основными функциями этого стиля являются информативная и воздействующая. Эти функции определяют стилевые черты журналистских текстов: информативная насыщенность, конкретность, логичность, лаконичность, эмоциональность изложения. Информативная функция обусловливает широкое использование в  текстах информационных предложений, сообщающих о каком-либо событии или факте. Воздействующая функция текстов СМИ определяет обусловливает использование лексико-фразеологических  и синтаксических средств выразительности. Стиль журналистских текстов относится к книжным стилям. Отсюда его литературность и нормативность. Но журналистский язык включает в себя элементы и других стилей – разговорного, научного, официально-делового, художественного – в зависимости от тематической направленности. За последнее десятилетие в стиле журналистских текстов наметились значительные изменения. Журналистская речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью.  Встречаются жаргоны, просторечия, иностранная лексика. Во многих случаях можно говорить о неуместности использования данных языковых элементов.   Все это и результат, и свидетельство снижения общей культуры журналистских текстов. Вместе с тем при характеристике состояния языка современной прессы нужно учитывать расслоение журналистских изданий. Три типа прессы – качественная, массовая и желтая, ориентированная на разные типы читательской аудитории и соответственно имеющая различия в языковом качестве. Качественная российская пресса представлена, как и везде в мире, 5-6 солидными столичными изданиями, ориентированными на элиту общества – интеллектуальную, политическую. Это, в первую очередь, «Московские новости», «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), «Известия», «Литературная газета» и др. Массовая пресса тоже может быть столичной и региональной. Яркие представители – «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и др. Массовые издания имеют, как правило,  отдельные черты качественной прессы и «желтых» изданий одновременно. Значительные изменения произошли также в речи радио и телевидения. Замена передач, ориентированных на книжный тип речи («по бумажке»), «свободным говорением» привела к тому, что публичная речь стала более разговорной, живой, образной, лишенной привычных штампов и речевых стандартов. Анализ языка и стиля текстов периодической печати, радио и телевидения позволил исследователям охарактеризовать язык массовой коммуникации как универсальный по тематике (охватывает все сферы человеческой жизни), синкретический по соотношению элементов устной и письменной речи, полифункциональный по стилистике.