Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 31

35. Способы языкового выражения авторского «Я» в журналистском тексте. Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и процессов.  Информация, которую собирают и обрабатывают конкретные люди для определенных групп читателей, и не может быть абсолютно объективной. Читатель всегда получает интерпретацию информации.  Основным в средствах массовой информации считается публицистический стиль, который выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Оценочность – это проявление авторского «я» (в том числе коллективного авторского «я») в тексте. Будучи общеязыковой категорией, оценочность присуща всем стилям, но в журналистских текстах она имеет особенности. Открытой оценочностью, явным выражением позиции автора (авторского «я») публицистический стиль отличается от художественного. Авторское «я» (в том числе коллективное) проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в их иерархии (например, в новостных выпусках), а также в специфических лингвистических средствах. Оценочность выражается прежде всего в лексике. Сюда относятся: 1) оценочные  прилагательные и существительные (рекордные цифры, перестроечные нововведения,  позорное поражение, мафиозные структуры  и т.п.); 2) специальная лексика в переносном значении (инкубатор преступности, маршруты технического прогресса, предвыборный марафон, политический фарс и др.); 3) фразеологизмы (устойчивые, неразложимые словосочетания) (эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку) в том числе в авторской обработке (привести свои примеры). Пр.: Зерно истины, мелко плавать, положа руку на сердце, вверх тормашками, строить воздушные замки; 4) библеизмы - слова и выражения из Библии (характерным примером служат также газетные заголовки типа: "Не ждать манны небесной",  "Соломоново решение", "Не испив той чаши", "Время собирать камни"); 5) метафоры (архитектор перестройки, холодная война, железный занавес, и др.); 6) ирония (хотя не всегда уместная, например, программы типа «Ночной дозор» и «Регион 25»   часто злоупотребляют. Даже можно сказать, что они одна большая неуместная ирония. Средствами выражения авторского «я» в тексте на уровне синтаксиса являются специальные расчленяющие конструкции: 1) «разрыв» предложения (заголовок в газете: Куплю зрителя. По доллару за штуку), 2) сегментированные – название предмета речи с последующим комментарием (Артистизм Шукшина... О чем тут, казалось бы, спорить!),  3) вопросо-ответные конструкции – имитирующие диалог (Милосердие. Что, оно не модно? Не нужно? Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.). Классическими способами выражения авторского «я» в журналистском тексте являются синтаксические фигуры: анафора, эпифора, стык, многосоюзие – разные формы повтора (В этом доме всегда холодно, в этом доме всегда тусклый свет); Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином, нежели обычный грамматический, порядке (Белеет парус одинокий В тумане моря голубом); Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество: «живой труп», «горячий снег», «кричащая тишина». Выражения авторского «я» - различные принципы цитирования (от прямого и косвенного до смешанного, с комментированием).