Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 6

7. Федеральный закон " О СМИ". Фед. закон «О СМИ», принят парламентом Российской Федерации 27 декабря 1991г. вступил в силу 8 февраля 1992г. Этот документ имел по-настоящему историческое значение – это первый документ, который регулировал ВСЕ аспекты деятельности СМИ. На законе лежит отпечаток времени, в котором он рождался. Документ был для того периода неслыханным, либеральным, революционным по своему значению. Главным мотивом его разработки было желание доказать: российские власти более привержены принципам свободы журналистики, чем правительство СССР. Закон, к примеру, утверждает недопустимость цензуры (ст.3).   Но самое принципиальное значение закона -  с его помощью была разрушена монополия КПСС на СМИ. Базовые положения документа: о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распространению массовой информации - о возможности учреждать СМИ, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать технические устройства, предназначенные для производства и распространения продукции СМИ (ст.1). Таким образом, отдельные лица получили возможность учреждать СМИ. Однако, хоть и разрешалась частная собственность на СМИ, запрещалось владение  и учреждение СМИ иностранными гражданами - но не иностранными компаниями (ст.7). А сейчас, о негативных аспектах закона о СМИ, или по-другому о его недоработках и недосказанности. Он создавался в жуткой спешке, так что первый пакет изменений в него был внесен сразу же после стабилизации политической ситуации в России (в 1995 году) и потом, практически каждый год в нем что-то изменялось, редактировалось, добавлялось или выкидывалось. Поэтому сейчас закон  тормозит развитие СМИ. Например, в 57 статье есть ссылка на такие институты общества, которые сейчас не существуют (Совет народных депутатов). В пору его принятия одним из важных моментов было определение независимости редакторов и журналистов от учредителей. В то время это было глотком свободы после долгой зависимости от партийной линии. Закон о СМИ в вопросах отношений между учредителем и редакцией (редактором и сотрудниками) явно преимущество дает редакции. В современной практике, однако, в отличие от того периода,  учредители являются также главными спонсорами своего СМИ. И учредитель как собственник СМИ, создавая его и спонсируя (даже неся убытки) рассчитывает на то, что работники СМИ будут руководствоваться его интересами и целями. Однако если на каком-то этапе позиции нанятых журналистов могут начинать расходится с позицией учредителя. И вот эти моменты в законе о СМИ оговорены недостаточно четко. С позиции учредителя - в законе о СМИ не хватает понятия «собственник», хотя принятый позже Гражданский кодекс наделил его правами «первого лица». А с позиции журналистов - зависимость от основателя на деле превращает провозглашаемую законом редакционную независимость в мечту. Учредители, и не редко бывает, что ими являются государственные органы, активно вмешиваются в деятельность «своих» СМИ. Также закон о СМИ но отвечает многим современным реалиям. Например, в нем не прописаны условия работы электронных и интернет-СМИ, и даже не существует понятия «пиар».