Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 19

С 1830-х годов в Европе и США зарождается такое явление, как желтая пресса. И Булгарин шел в этом же направлении. В результате всего этого появилось «Торговое направление»

Сенковский был редактором журнала «Библиотека для чтения» (содержал и издавал это журнал купец Смирдин), который изначально был поставлен, как коммерческое предприятие. С 1833 года была развернула шумная рекламная компания. Журнал выходл регулярно и доставлялся первого числа каждого месяца. Журнал был энциклопедическим и предназначался для провинциального читателя или семейного чтения. Пик успеха выпал на 1837 год, когда его тираж составлял 7 тыс. экз.

Особенность журнала – он был энциклопедическим и ориентирован на провинцию. В нем часто помещались переводные романы. Широкий спектр тем в журнале – поэтому он был популярен. Большой тираж от 4 до 7 тыс. Но из-за того, что Сенковский часто «калечил» произведения писателей (сам их дописывал, переделывал), писатели ушли из журнала. Как-то Сенковский даже переписал концовку одного из романов Бальзака. Из-за такой политики от него ушли лучшие писатели и Сенковский начал расхваливать второсортных писателей. Он и сам был писателем, сатириком, фельетонистом под своим именем и псевданимами. В целом журнал носил развлекательный характер.

«Торговое направление» - попытка профессионально осмыслить журналистику, журналиста  в 1-й половине 19 века. Его представители умерли примерно в одно время, да и их издания не манного их пережили.

Оппоненты ТН – Пушкин, Гоголь, Белинский и их круг. Они признавали, что есть плюсы – плата за журналистский труд, на журналистике можно заработать, что и провинции теперь доступна пресса, что оперативность выхода журналов, энциклопедичность изданий. Но главным минусом оппоненты считали то, что журналистика ни в коем случае не должна пресмыкаться перед публикой, что и делало ТН

21. Журналистика в 18 веке: этапы и тенденции развития.

Основные особенности:

Журналистика в России вообще была создана государством. Это отличие нашей журналистики от европейской, где была коммерческая подоплека.

Журналистика в России была просветительской. Не была массовой, поскольку в России был низкий уровень грамотности населения. Хорошим тиражом считалась 1 тыс.экз. Газеты и журналы в основном издавались в столицах, но не в провинции.

Журналистка в Р. была непрофессиональной. Журналистами были ученые, писатели, поэты, литераторы, государственные деятели, правители даже император Петр1 и Екатерина 2.

Журналистика не была развлекательной, то есть не было развлекательных материалов. В основном, литературные произведения, научные и литературные споры и т.п. Журналистика была тесно связаны с просветительской деятельность, а потому была частью этого процесса. Журналистика была очень тесно связана с государственными задачами. Одной из них было повышение грамотности населения. Журналы были в основном литературными и научными.

Журналистика в России 18 века была несамостоятельной. В Европе журналистика появилась намного раньше ( 1609 г). В России в течение всего 18 века было всего 2 газеты ( «Московские ведомости» при МГУ и «Санкт-Петербургские ведомости»). Но журналов было больше. Именно Петр1 зародил журналистику в России. Он даже сам все делал – статьи писал, сам привез из Европы печатный станок и т.д. Петр перепечатывал информацию из европейских газет. «Петровские ведомости» печатались на двух языках – русском и немецком. Основав Академию Наук, там тоже сделали свою газету. Журналы почти полностью состояли из переводных материалов.

В конце 18 века уже появились частные издания, но они были убыточными. Но благодаря этому, журналистика стала более самостоятельной.