Функции и принципы журналистики. Журналистика как система средств массовой информации. Классификации СМИ, страница 24

27. Национально-исторические особенности развития Жур-ки Японии. Замкнутая, островная цивилизация – полностью закрыта до 60-х годов 19 века. Поскольку феодальная структура острова и отсутствует влияние извне, СМИ попросту не существует, они не нужны. Поэтому – Япония это страна с самой короткой историей развития СМИ среди всех развитых стран. Так что первая особенность, крайне позднее развитие системы СМИ. Трудности при наборе текста – множество иероглифов, следовательно, труднее построить печатную машину. С 60-х годов страна начала аккуратно открываться миру, начала происходить внешняя, но не внутренняя модернизация с сохранением основ национальной культуры, городами, связанными с внешним миром, стали Токио, Иокогама, Осака. В них появились сеттльменты – районы проживания иностранцев, преимущественно сотрудников дипмиссий. Появились первые газеты на английском. Первая газета на японском – Асахи Симбун (Восходящее солнце) – 1879. В довоенное время условия для развития прессы относительно благоприятны: множество разнотематических изданий. Любопытно, что местные, префектуриальные газеты, практически не кооперируются с центральными, а международную информацию получают исключительно от Ассошиэйтед Пресс и Юнайтед Пресс, что даже разделяет их на два типа. Бывало, что в одной префектуре издавались две газеты: одна использовала информацию ЮПИ, другая – АП. В 1934 г. в стране выпускалось 1219 ежедневных газет. Кроме того, существовало 470 газет, издававшихся не реже четырех раз в месяц, 5392 газеты, выходившие в месяц три (или меньше) раза. Почти 30 % общего числа (7081) японских газет выходило в Токио и Осака. Вообще, надо сказать, что большинство крупнейших и влиятельных газет было расположено в Токио. Их число достигало 231. Умелое заимствование европейского опыта в газетном деле. 1900-1940-е годы – всеобщая милитаризация страны, и прессы в том числе. За эти годы СМИ сильно дискредитировали себя, тем самым подготовив почву для преимущественного развития общественного телевидения (NHK) в послевоенное время. В 1925 появляется радио, тем самым Япония уже стоит вровень с остальными державами мира по технологическому развитию СМИ. В 1953 появляется телевидение. Значимость общественного телевидения. NHK – компания №1, что частично даже закреплено в законодательстве. Гигант NHK имеет почти стопроцентную аудиторию в Японии, оплачивается практически каждой семьей в Японии, включает в себя несколько специализированных теле- и радиоканалов, среди которых спутниковое и цифровое. Особенности NHK: качественные, серьезные программы, правительственный и парламентский эксклюзив, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий. Высокие тиражи качественной прессы. Именно она, а не телевидение (за исключением NHK) является источником серьезной информации. Объясняются высоким образованием японцев, особенностями национального характера, тиражи до 10 миллионов, что является рекордом. Большая тройка с тиражами в несколько миллионов: Асахи Симбун, Майнити Симбун, Иомиури Симбун. Информационное агентство – Киодо Цусин. Наиболее развитая страна в технологическом плане. В 2006 году планируется полный переход на цифровое телевидение, к 2020 поговаривают о голографическом, трехмерном телевидении. Дешево стоит подписка газет на сотовый телефон, является повсеместной.