Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии, страница 6

Рыночные реформы предопределили отмену большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отходит в прошлое. Государство  добровольно лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государством возник и активно развивается новый, частный сектор. При этом на первый план выдвигается задача достижения экономически эффективной занятости.

Тем не менее, роль государства в управлении, прежде всего внешним рынком труда, в Республике Беларусь продолжает оставаться весьма значительной, а централизация управленческих процессов – высокой, что можно объяснить сложностью переходного периода и желанием руководства страны не допускать социальной напряжённости в обществе. Меры государственного воздействия на решение проблем занятости населения разнообразны и разнонаправлены. К ним можно отнести выплату пособий по безработице, перевод людей предпенсионного возраста на пенсию, оказание материальной помощи, сохранение рабочих мест и создание новых, содействие развитию предпринимательства и самозанятости и т. д. Все эти меры делятся на активные и пассивные (рисунок 1.2).

 


Рисунок 1.2 – Основные направления политики занятости

К   пассивным  мерам управления занятостью относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичному возмещению безработным их потерь в совокупных доходах. Пассивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: организация системы социального страхования и вспомоществование. Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи в большинстве развитых стран с рыночной экономикой. Страховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с действующим законодательством (рисунок 1.3).

Вспомоществование осуществляется в виде помощи (пособия, выплаты, стипендии) [3, с. 629]. Набор государственных мероприятий по вспомоществованию отображены на рисунке 1.4.

Наиболее эффективны с точки зрения решения проблем занятости населения и снижения безработицы – меры преимущественно активной политики занятости. Главная  сфера  активной  политики  занятости – стимулирование нанимателей к созданию новых рабочих мест, в том числе в негосударственном секторе экономики.

К активным мерам государственного управления рынком труда также относятся: льготное налогообложение, субсидирование, кредитование, гарантийный сбыт продукции (государственный заказ), гибкие режимы рабочего времени, т. е. такие меры, которые увеличивают спрос на рабочую силу.  Кроме  этого,  к  активным  мерам  относятся  и  те,  которые сокращают предложения рабочей силы: увеличение ежегодных отпусков, отпусков по уходу за ребёнком, расширение дневной  формы обучения и др. Так, численность студентов государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, на начало 1990/91 учебного  года была 188,6 тыс. чел.,  на  начало 1999/2000  учебного  года –  262,1 тыс. чел. [123, с. 190],  а  на  начало  2007/08 учебного  года  –  уже 413,7 тыс. чел. [57, с. 123].

Таким образом, для решения задач активной и пассивной политик занятости государство должно организовать деятельность специально уполномоченных на то органов, создать необходимую законодательно-правовую базу и обеспечить финансирование всех мероприятий и направлений деятельности  в этой  области  (см. рисунок 1.1).

Организационная основа

Согласно статье 6 Конвенции Международной организации труда (МОТ)                № 88 «Об организации службы занятости», принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 9 июля 1948 года и ратифицированной Республикой Беларусь 22 февраля 1995 года, «…служба занятости обязана регистрировать ищущих работу, вести учёт их профессиональной  квалификации,  опыта  и  пожеланий,  в  случае  необходимости  производить проверку их физического состояния и профессиональной подготовки, оказывать им содействие в получении квалификации или в переобучении; собирать сведения о вакантных должностях; направлять на вакантные должности кандидатов с соответствующей подготовкой и годных к труду по своему физическому состоянию; организовывать обмен списками ищущих работу и т. д.» [51, с. 737]. 


Подпись: 19
 


Примечания

1 При наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида размер пособия увеличивается на 10 %, а при наличии 3 и более

   детей – на 20 %.

2 При стаже работы более 20 % у женщин и 25 лет у мужчин срок выплаты пособия увеличивается  на  2  недели  за каждый год.

 
Рисунок 1.3 – Система страхования по безработице


 
Подпись: 20



Государственное управление рынком труда, занятостью населения Республики Беларусь осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года № 1589 (с изм. и доп.), определяет, что «Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, социальной защиты, демографической безопасности, координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющим организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Национального комитета по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь [18, с.1].