Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии, страница 31

Рисунок 2.13 – Показатели уровня среднегодовой оплаты труда,

коэффициентов текучести и стабильности кадров

в ПО «Гомсельмаш» в 1990–2007 гг.

Начиная с 1996 г., как видно из графика (см. рисунок 2.13), зависимость динамики текучести и стабильности кадров от динамики уровня оплаты труда прослеживается следующим образом:

– в 1997 г. средний уровень оплаты труда снизился по сравнению с 1996 г. на 4 дол. США (или на 4,2 %), в следующем, 1998 г.,  коэффициент текучести кадров увеличился с 0,12 до 0,16 (или на  33,3 %), а коэффициент стабильности кадров уменьшился с 0,85 до 0,81 (или на 4,7 %);

– в 1999 г. средний уровень оплаты труда снизился по сравнению с 1998 г. на 13 дол. США  (или на 13,4 %), в следующем, 2000 г., коэффициент текучести кадров увеличился с 0,16 до 0,17 (или на 6,2 %), а коэффициент стабильности кадров уменьшился с 0,80 до 0,79 (или на 1,25 %);

– в 2003 г. средний уровень оплаты труда увеличился по сравнению с  2002 г. на 10 дол. США   (или на 8,8 %), в следующем, 2004 г., коэффициент текучести кадров уменьшился с 0,16  до  0,10 (или на 35,3 %), а коэффициент стабильности кадров увеличился с 0,79 до 0,87 (или на 10,1 %).

Рисунок 2.14 – Диаграмма количества принятых, уволенных

в ПО «Гомсельмаш» и пополнивших внешний рынок труда

за период 1990–2007 гг.

Диаграмма количества уволенных и принятых на предприятия ПО «Гомсельмаш» за период с 1990 по 2007 гг. даёт представление о том, сколько бывших сельмашевцев пополнили внешний рынок различных регионов страны, покинув внутренний рынок предприятия за этот период (рисунок 2.14).

За последние восемнадцать лет с предприятий ПО «Гомсельмаш» было уволено 54 066 работник, что эквивалентно численности населения такого районного центра, как город Слоним, а количество работников, пополнивших внешний рынок труда (11 706 чел.), соответствует численности такого районного центра, как город Петриков.

 2.3.2  Взаимодействие администрации и профсоюзной организации

          в решении проблемы занятости

Резкое сокращение занятости в первой половине 90-х годов прошлого столетия обусловлено структурными изменениями в экономике (уменьшение государственного сектора, конверсия в ВПК), разрывом десятилетиями формировавшегося общесоюзного экономического пространства, а также ухудшением финансового положения многих, прежде всего, крупных промышленных предприятий в связи с инфляцией, сокращением государственного влияния, замедлением инвестиционной деятельности. Все эти негативные факторы макроэкономического уровня вызвали социально-экономический кризис и в ПО «Гомсельмаш», пик которого пришёлся на 1993–1995 гг.

В констатирующей части приказа-постановления по головному  заводу от  11 апреля 1994 года № 151 «О совершенствовании структуры и сокращении расходов на управление объединением», говорилось: «Продолжающийся рост цен на материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы является основной причиной роста цен на выпускаемую объединением продукцию, что в значительной степени снижает покупательскую способность потребителей продукции. В то же время при продолжающемся падении производства все более ощутимое влияние на себестоимость продукции оказывают другие составляющие и в том числе расходы на содержание управленческого и обслуживающего персонала. Падение производительности труда в основном производстве по причине снижения выпуска продукции при сохранении численности работников вызывает необходимость рационализации количества рабочих мест». Исходя из такого обоснования, администрация еще в январе 1994 г. уведомила профсоюзный комитет о намерении сократить 2500 рабочих мест на головном заводе.

Это количество рабочих мест составляло около 20 процентов от общего списочного количества работающих на головном заводе и было охарактеризовано профкомом как массовое сокращение, что в дальнейшем оказалось подтвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от          22 февраля 1995 г. № 17  «О критериях массового высвобождения работников на уровне предприятия и на уровне региона» [79], которое действует до сих пор. В нём, в частности, говорится: «Для обеспечения реализации взаимодействия государственных органов, профессиональных сою-зов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы, в соответствии с Положением «Об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 января 1995 года № 41 (с изм. и доп.) [93], Минтруда утверждает критерии массового высвобождения работников на уровне предприятия» (таблица 2.8).

Таблица 2.8 – Критерии массового высвобождения работников

                    на уровне предприятия

Общее (списочное)

количество работников

предприятия, чел.

Количество работников, которые высвобождаются, в процентах от общего

Календарный период, на протяжении которого осуществляется высвобождение работников,  дн.

   до 1000

От 1001 до 2000

 " 2001   "  5000

 " 5001   "  10000

      свыше 10000

20

15

10

10

 5

30

30

30

60

60

Профсоюзный комитет ПО «Гомсельмаш», ещё не имея законодательной базы, в феврале 1994 г. на своём заседании принял постановление, в котором предложил администрации ряд мер с целью уменьшения сокращения рабочих мест и предотвращения массовой безработицы в районе и в г. Гомеле, а также с целью недопущения нежелательных социально-экономических последствий в обществе. В частности, администрации было предложено:

1 В течение одного месяца с момента принятия данного постановления в соответствии с действующим законодательством расторгнуть трудовые отношения с работниками, достигнувшими пенсионного возраста, независимо от занимаемых ими должностей.

2 Сократить управленческий персонал не менее чем на 15 % по объединению путём совершенствования структуры управления, слияния отделов и цехов, управленческих структур, дублирующих друг друга, в том числе в советах дирекций объединения и заводов.