Обеспечение занятости в регионе через совершенствование управления персоналом на градообразующем предприятии, страница 12

Поэтому при изучении социально-трудовых аспектов регионального развития следует учитывать, что экономичес­кий рост, который не сопровождается социальным прогрессом, вызы­вает социальную, а затем и политическую нестабильность. Это имеет приоритетное значение при изучении региональных аспектов форми­рования социально-трудовых отношений, поскольку в разрезе регио­нов население не в равной степени имеет доступ к социально-экономи­ческим благам, сохраняется разрыв в уровне жизни, значительная зависимость занятости населения от экономической эффективности хозяйствования градообразующих предприятий региона, в т.ч. и от применения прогрессивных форм управления персоналом на этих предприятиях.

1.2  Основные направления управления занятостью населения

 в зарубежных странах

1.2.1  Управление занятостью  населения  в  странах Западной  Европы, 

  США  и   Японии

Занятость – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики, а для государств, находящихся на стадии перехода от жёстко регулируемой экономики к рыночной, эта проблема имеет приоритетное значение.

Набор методов регулирования рынка труда зависит от уровня развития государств, их выбирающих и применяющих, исторических и социально-экономических и других факторов, присущих той или иной политической и экономической модели. Относительно условно можно выделить три группы государств с близкими по схожести наборами методов регулирования социально-трудовых отношений [118, с. 38].

Первая группа объединяет англосаксонские государства (Великобритания, США, Австралия), для которых присущи большее сходство трудового и гражданского права и свобода работодателя в отношениях найма и увольнения. В ней преобладают методы коллективно-договорного регулирования на уровне предприятия и фирмы, а не отрасли или региона, повышенная мобильность рабочей силы. Более высокая дифференциация оплаты труда, несмотря на то, что существуют ограничения на применение законодательно устанавливаемого показателя минимальной его оплаты. Эта модель способствует более динамичному созданию новых рабочих мест, уменьшению безработицы, создаёт условия для более высоких темпов экономического роста. Однако при ней существует значительный слой «работающих бедняков», лиц, трудовой доход которых не обеспечивает минимального потребительского стандарта и нередко бывает меньше социального пособия. Государства тратят на программы значительно меньше средств, чем страны Европейского сообщества (США – около 0,4 % ВВП).

Ко второй группе относят высокоразвитые страны континентальной Европы (Германия, Франция, Швеция и др.), модель которых характеризуется высоким уровнем правовой защищённости работника, жёсткими нормами трудового права, ориентированными на сохранение рабочих мест, и отраслевым (регионально-отраслевым) тарифным регулированием, относительно высоким законодательно устанавливаемым минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно небольшой её дифференциацией. Государства этой группы тратят на активные программы на рынке труда более 2 % ВВП (в Швеции). Эта модель наиболее приемлема для социально ориентированных стран. Между тем она испытывает серьёзный кризис, проявляющийся в росте безработицы, затруднённом доступе на рынок труда молодёжи и лиц с невысокой квалификацией, ослаблении стимулирующей роли оплаты труда, снижении темпов экономического роста.

К третьей группе относится так называемая японская модель. Главная особенность этой модели состоит в том, что основная роль в процессе регулирования социально-трудовых отношений принадлежит не государству, а предприятиям (корпорациям). Японскую модель отличают помимо широко применяемой системы пожизненного найма гибкие условия материального стимулирования труда, высокое качество и организованность рабочей силы. Это единственная страна, где практикуется передача «лишних» работников «взаймы» другим компаниям.

Такая политика занятости позволяет компании осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации, не опасаясь того, что квалифицированные специалисты могут покинуть фирму и затраты, понесенные фирмой на их подготовку, окажутся напрасными. При этом подготовка ведётся в соответствии с научно-техническим прогрессом, структурой рабочих мест, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривается профессиональная мобильность внутри фирмы (руководству фирмы позволено по своему усмотрению перемещать работников с одних мест на другие), воспитание у работников творческого отношения к труду.

При формировании заработной платы большое значение придаётся стажу работы, что удерживает работников от перехода на другие предприятия. Учитывается и возраст работника. Но в последние годы всё большее значение приобретает учёт квалификации и эффективности труда.

Система пожизненного найма облегчает решение проблемы минимизации безработицы. Она позволяет относительно безболезненно сокращать производство и рабочее время, переводить работников на дочерние предприятия или на предприятия других фирм по взаимному соглашению. Подобные меры сдерживают рост безработицы.

В настоящее время регулирование трудовых отношений в высокоразвитых странах происходит по следующим направлениям:

– правовое регулирование положения профсоюзов и других организаций работников;

– коллективный договор;

– правовое регулирование забастовок;

– трудовой договор;

– заработная плата;

– рабочее время и время отдыха;

– охрана труда;

– порядок мирного рассмотрения трудовых споров.

Сегодня в политике занятости подавляющего большинства стран превалируют методы, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. Это содействует формированию и сохранению у безработных мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест в случае, если они появятся [118, с. 39]. Представляется, что такой подход на макроэкономическом уровне, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям Республики Беларусь и соответствует возможностям службы занятости.