Финансовое право. Источники финансового права. Система финансового законодательства

Страницы работы

Содержание работы

                                   Фнансовое право.

Источники финансового права. Система финансового законодательства.

1.Конституция РФ. В фин праве роль конституции ещще более велика, чем во многих других отраслях права. 3 группы норм:

    1. Закладывает основу разграничения РФ, сРФ и муниципальных образований.
    2. Разграничение компетенции между представительными и исполнительными органами гос власти – тем самым закладывается баланс политических сил, решение вопросов в пользу интересов общества, образования социального государства. Налоговое законодательство, гос заемы, гос обязательства. *Правительство представляет проект бюджета. Ст 114. Законы о бюджете обязательно рассматриваются Советом Федерации.
    3. Устанавливает важнейшие принципы налогового зак-ва, устанавливая тем самым конституционные пределы ограничения прав собственности частных лиц.
  1. Система источников,которые регулируют отдельные институты фин права – бюджетное законодательство, налоговое законодательство. Таким образом можно говорить об относительно самостоятельном развитии налогового, бюджетнгого, заонодотельства, регулирующее отношения денежного обращения, с формированием денежных внебюджетных фондов. Действующее бюджетное законодательство понимает термин законодательство в узком смысле, т.е. понимают только в качестве актов представительных органов ст1НК ст2БК. В составе налогового законодательства: НК РФ с его принятием была фактически завершена систематизация налогового законодательства. С 1 яеваря 1999 1 часть, с 1 января 2000 началось поэтапное введени 2 части и по 1 января 2005. 1 часть определяет систему участников, их права и обязанности определяет орядок исполнения обязанностей. 2ая часть регулирует отдельные виды налогов и сборов в РФ. В систему налогового зак-ва также входят налоговые законы сРФ и законы  муниц. В регулировании бюджетных отношений БК РФ принят 1998 и вступил в силу 2000. З-н «о бюджетном процессе в СПб». Закон о бюджете – должен определить, какой состав доходов и как их распределить – не является законодательным актом. Постановление КС 23.04.04 № 9-П: закон о бюджете является специальным законом пряого действия, который создает лишь надлежащие финансовые условия для реализации положений других ФЗ, который были приняты еще до закона о бюджете и содержали финансовые обязательства публичного субъекта. Это закон последующий – lex posterio => не порождающий и не отменяющий никаких прав и обязанностей => не может ни отменить, ни изменить положения других законов, и в том числе не может изменить положений налоговых законов, а также тех закнов, которые устанавливают материальные гарантии социальных прав граждан. Но все-таки в некоторых исключительных случаях может приостановить эти гарантии (когда не хватает денег). Оговорка: с позиции КС такое приостановление или отмена социальной гарантии может иметь место только с учетом соблюдения конституционных требований, ограничений и принципов ( необходимость обеспечения определенности законодательства, недопустимость произвольного отказа государства принчтых на себя обязательств) а значит, приостановление или отмена соц гарантий материальных прав возможна только в случае предусмотрения компенсаторного механизма, который бы компенсировал отмены соц гарантий. Если такого механизма нет, то эти отмены признаются несоответствующими конституции. Законы денежного обращения: з-н о валютном контроле.Нормы, касающиеся обязательного пенсионного страхования, законы о бюджетах соответствующих внебюджетных фондов.
  2. Подзаконные акты в системе источников финансового права. Роль таких актов различна в регулировании разных подотраслей и институтов финансового права. 1991 попытка создания единого налогового регулирования (без необходимости подзаконных актов) – такое требование необходимо в одбасти пределов ограничения прав собственников. Позиция КС – законноустановленный налог – такой, когда в законе определены все существенные элементы налога (ставка, период, порядок уплаты и т.д.) Если допустить это в регулирование подзаконными актами, то возникает опасноть исказить волю законодателя в подзаконном акте. Налоговый закон д б актом прямого действия. В 1991 эта попытка закончилась ничем. Вторая попытка была более успешной и связана с принятием НК РФ. Ст 4 НК существенно ограничивает нормотворчество исполнительной власти в налоговой сфере – только по вопросам, связанных с налогообложением в тех случаях, когда это прямо предусмотрено налоговым законодательством и не изменяет налоговое законодательство. В бюджетной сфере напротив – роль подзаконных актов очень велика. Ст3 БК: право президента, исполнительной власти регулиовать бюджетные отношения. Велико число актов МинФина, которые конкретизируют БК. Организация денежного обращения – значительна роль актов ЦБ РФ. ЦБ не признается органом власти, но имеет право издавать акты, обязательные для всех адресатов => многие специалисты справедливо признают эти акты актами государственного управления.
  3. Международные договоры. Особое место. Ст 7 Нк. Ст 4 БК закрепляют правило: если м-н договор устанавливает иные правила, нежели те, которые предусмотрены нац законодательством, то применяются нормы международного договора.
  4. Акты конституционного суда (если признавать источником). Акты КС являюстя влиятельным фактором в решгламентации финансовых отношений, прежде всего налоговых отношений. Фактически сформулировал те конституционные принципы налогообложения, которые впоследствии в качестве основных начал зак-ва о налогах и сборах получили закрепление в ст 3 НК.( принцип всеобщности, равенства, определенности налогообложения, все противоречия должны толковаться в пользу налогоплательщика.
  5. Двусторонние договоры между РФ и сРФ, гос органами и органами местного самоуправления. С учетом развития законодательства эпоха таких договоров фактически ушла с 31 прим БК ч 2 договоры и соглашения между фед органами гос власти и сРФ и между гос органами о органами самоуправления, несоответствующие БК не действует. Изменение взгляда на такие договоры  в ст 26.7 2003 95-ФЗ Об основах организации...: допускаются, только если это обусловлено географ особенностями и в той мере, в какой это меняет разграничения полномочий, чем это предусмотрено в законе.

Похожие материалы

Информация о работе