Финансовое право. Источники финансового права. Система финансового законодательства, страница 9

  1. Принцип единства бюджетной системы. Обусловлено единством экономической основы и правовой базы. Ст 8 Конституции – принцип единства экономического пространства, что предопределяет проведение единой денежной политики и единой денежной системы. Это проявляется в динстве бюджетного законодательство, единстве принципов построения бюдж сисетмы, едистве бюджетной классификации, отчетности, определении порядка установления и исполнения расходных обязательств публичного субъекта, порядке доходов и осущ расходов, санкциях за нарушения бюджетного зак-ва, а с 1 января 2006 в едином порядке обращения взыскания на средства бюджета по судебному акты. /С учетом принципа единства каждый бюджет не только реализует задачи и функциии каждого уровня, но и наряду с этим выступает гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящей территории.
  2. Принцип самостоятельности бюджетов. Нельзя путать с независимостью. Речь идет только лишь об относительной автономности бюджетов каждого из уровня. Говорить о самостоятельности нельзя говорить без учета следующего принципа (3). Закркпления за каждым из уровней полномочий по расодам и доходам, а также полномочий по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
  3. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

В 1991  все равно характеризовалась как жестко централизованная система, так как удельный вес доходов в Фед бюджете уменьшался, а расходы на сРФ. «Нефинансируемые федеральные мандаты». В бюджет закладывают, а денег субъектам не выделяют. Все это привело к изменениям в регулировании. № 95-ФЗ о внесении изм об общих принципах; №120-ФЗ изменения в БК. Эти акты исходят из строгого разграничения расходных обязательств все 3 уровней.

1.Не допускают солидарной ответственности за исполнение обязательств. Расходные обязательства  каждого уровня может возникнуть только на основании закона, иного НА, договора или соглашения данного уровня.

2. Недопустимость исполнения расходных обязательств за счет бюджетов другого уровня в том числе и недопустимость практики нефинансируемых мандатов           

3. Происходит сокращение налогов, которые могут быть установлены и введены сРФ и муниципальными уровнями самостоятельно.Учитывая это, федерация одновременно увеличивает нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в консолидированные бюджеты РФ, устанавливая такие нормативы на постоянной основе и наряду с этим предусматривает механизмы датирования нижестоящих бюджетов в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности, исходя из собственного потенциала таких нижестоящих территорий.

В условиях такого разграничения каждый уровент вправе и обязан обеспечивать сбалансировать бюджет, самостоятельно определять расходование бюджетных средств, самостоятедбно усьанавливать местные налоги. Т.о. проявления самостоятельности выражается не в закреплении за соотв уровнем рег и мест налогов как доходные базы, а втаком пере – и распределении фед налогов, которое обеспечило бы возможность сРФ, и местных образований с учетом их налоговых потенциалов. Исходя из этого уточняется и принцип разганичения расходов. Если ранее он предполагал закрепление за соотв уровнем видов доходов и полномоций по расходам, то теперь речь идет о закреплении доходов и расходов, а также полномочий по формированию доходов и расходов и установлению и исполнению расходных обязательств.

2 гарантии:

1. Недопустимость введения в налоговое или бюджетное зак-во изменений, приводящих к увеличению расходов или уменьшению доходов другого уровня без компенсаций.

2. Недопустимость изъятия в течение фин года дополнительных доходов или экономии по расходам, которые имели место в результате эффективного исполнения бюджета.

Н.А. Шевелева несмотря на принцип самостоятельности характеризует систему как унитарную, централизованную, иерархичную, но не как систему бюджетного федерализма.