Финансовое право. Источники финансового права. Система финансового законодательства, страница 8

Государственные внебюджетные фонды – наиболее активно процесс формирования шел в начале 90х годов. Этот период характеризовался дефицитностью бюджетов, а следовательно, стремлением защитить те или иные целевые бюджеты от сокращения. Это приводило к обособлению от бюджетов ряда фондов денежных средств, приобретающих целевой характер. (было создано более 20) Режим и контроль использования средств таких фондов были менее жестким, чем бюджетных средств. Фактически шла речь о растаскивании средств бюджета. Поэтому проводится сверьывание таких средств. Президент указом 1994 предусмотрел консолидацию большинства ВФ с бюджетом. Соответствующее решение было рекомендовано сРФ. Паошел процесс преобразования целевых внебюджетных – в целевые бюджетные фонды – фонд денежных средств, образуемый всоставе бюджета за счет доходов целевого назначения\целевых отчислений от доходов и исполняемых по отдельной смете. Исключение было сделано для фондов социального страхования, обязат мед страхования и пенсионного. ВФ – предназначен для реализации конституционных прав граждан: пенсии, соц обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, пенсионное обеспечение. Тем самым с принятием БК появилась возможность утверждать, что создание ВФ для других целей недопустимо. В последнее время проводилась политика и на сокращение целевых бюджетных фондоа, т.к. это скорее исключение из правил (противоречит принципу общего покрытия расходов бюджета общей масс, поступивших доходов). Последний целевой фонд по атомной энергии. От целевых бюджетных следует отличать фонды, которые формируются в составе бюджета за счет общей массы обезличенных доходов (пр:фонды финансовой поддержки нижестоящих территорий). (стабилизационный фонд, который занимает особое место). Стаб фонд – часть средств фед бюджета. Источники формирования – дополнительные доходы фед бюджета (доходы незапланированые), образуемые расчетным путем за счет превышения реальной цены на нефть над базовой, которая зафиксирована в БК 146 долл\тонну. Если происходит превышение реальной цены над базовой, то формируется стаб фонд за счет увеличения поступления в бюджет от пошлин за границу и налогово на добычу полезных ископаемых. Гл 13 прим. Исходят из заниженной цены на нефть. Речь идет об использовании благоприятной внешнеэкономической конюнктуры, чтобы создать особый фонд, который будет использоваться в будущем в том случае, если произойдет падение цены на нефть. «бюджет будущих периодов». «Фонд будущих поколений». Используется для финансирования дефицита бюджета при падении цены ниже базовой или на другие цели (если превысит 500 млрд рублей). В основном на выплату внешнего долга. В 2005 был поставлен вопрос о возможности использования механизмов более активной бюджетной политики и был создан инвестиционный фонд в соответствии с бюджетом на 2006. В ссотв с положением правит: фонд формируется за счет увеличения базовой цены на нефть на 1 доллар за баррель + на экономии по процентным платежам при досрочном погашении долга. (на 2006 стаб более 700 млрд, а инвест около 70 млрд рублей). Т.о. инвест фонд формируется фактически за счет средств стаб фонда. Инвест фонд – для реализации особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.

Принципы бюджетной системы.

До 1991 складывалась такая бюджетная система, что бюджет СССР представлял из себя сложную совокупность всех бюджетов. (единство, национальной политики и демократический централизм).

В 1991 бюджеты всех уровней были признаны самостоятельными и формально не входящими в вышестоящие бюджеты.

Выделяют 3 уровня: фед, сРФ и уровень местных бюджетов. С 2004 на уровне местных бюджетов БК выделяет 2 подуровня с учетом 2уровневой системы местного самоуправления (муниципальные районы и гор округа; поселения). На фед уровне создаются государственные внебюджетные фонды, и на уровне сРФ возможо создание территориальных ВФ. На уровне местных бюджетов создание ВФ нет.

Ст 28 БК – перечень принципов.