Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 9

В «Чиже» не печатались большие по объему тексты, доминировала форма подписей к рисункам, короткого материала, маленькой, в десять строк, главки. Круг рубрик «Чижа» был более узким, чем в «Еже», поскольку дети младшего возраста мало склонны к системному, логическому мышлению. В их сознании рубрика и текст связываются слабо. Поэтому авторы журнала делали все необходимое для того, чтобы словесный образ сливался с образом зрительным. В этом им помогали художники-иллюстраторы, состав которых в обоих журналах был очень сильным. Здесь сотрудничали В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов, Н. Тырса, В. Кудров, В. Малаховский, Е. Чарушин и другие. Интересен был, в частности, замысел редакции обратиться к читателям с просьбой придумать рассказ к иллюстрации, например, по картине Н. Рудакова, изображавшей женщину и ребенка, бегущих от какой-то опасности. Предлагалось начало рассказа: «Это было в Испании…»[19]. Или, наоборот, к рассказу предлагалось нарисовать картинки (например, «Фриц и Шуцман» (1931, № 9)).

«Еж» и «Чиж» были тесно связаны между собой, поэтому некоторые их разделы перекликаются, носят похожие названия и, как правило, появляются в журналах одновременно. Так рубрика «КУР» существовала на страницах «Ежа», а позже появилась и в «Чиже».

В журнале интересно представлен отдел связи с читателями. Общение с читателями «Чиж» установил двояко: через «Почтовый ящик» и через «Клуб Чижа». «Почтовый ящик» можно было найти почти в каждом номере. Редакция остроумно использовала переписку для образовательной работы с ребятами. В форме вопросов и ответов давались и сведения научно-познавательного характера: «Можно ли долететь до солнца?», «Отчего разорвалась бутылка?», и практические советы: «Как починить трактор (игрушку)», «Как сделать, чтобы не отморозить щеку». «Клуб Чижа», как и «Клуб Ежей», появляется в 1931 г. В этом разделе печатаются стихи, рассказы и картинки маленьких читателей.

Чем-то похож на «Карту с приключениями» был раздел «Приключения мухи», который также вел Е. Шварц. В «Приключениях» детей знакомили с разными странами, нарисованными на глобусе. Рубрика была постоянной, но просуществовала недолго: № 5-12 в 1930 г.

Также очень занимательным, дающим важные жизненные советы был раздел «Школа Чижа». «В этой школе будут учить самым простым вещам: молоко наливать, хлеб резать, гвозди заколачивать, винты завинчивать, узнавать по часам, который час, дорогу находить»[20]. К каждому «уроку» были весьма схематичные, но зато очень понятные рисунки.

В «Чиже» было еще несколько постоянных отделов. «Мое окно» — хорошо задуманная серия очерков В. Бианки о том, как из месяца в месяц меняется природа за окном внимательного наблюдателя. Написаны очерки Бианки точным языком, достаточно доступно. Но проверить наблюдения автора иногда было трудно, так как номера журнала выходили с большим опозданием, практическая польза очерков снижалась: июньское наблюдение писателя о том, что «рожь в полях поднялась до половины человеческого роста», ребята читали осенью или в лучшем случае в начале молотьбы.

Интересными были элементы игры, неоднократно используемые на страницах журнала. Немало жизнерадостного озорства и выдумки дарила читателям «Чижа» и «Красная Шапочка» («журнал в журнале»), куда отдавали свои произведения Д. Хармс, А. Введенский, Е. Шварц, Н. Олейников, Н. Гернет, Э. Паперная, Н. Дилакторская. В «Красной шапочке» было много веселой выдумки, шуток, загадок и простеньких самоделок для ребят. Нина Гернет писала об этой затее: «Идея сперва была скромная — книжка-самоделка. Читатели получали маленькую книжечку и радость от того, что сами ее сделали. Потом нам показалось этого мало. Пусть каждая страничка-четвертушка заставит читателя поработать творчески — что-то разгадать, дорисовать, досочинить… Значит — надо для 16-ти четвертушек 16 новых выдумок»[21].