Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 19

Почти в каждом номере «Ежа» и «Чижа» есть рассказы и иллюстрации Е. Чарушина. Он работал в технике цветной литографии, используя несколько спокойных, приглушенных цветов. Пористая фактура литографского камня помогала передать пушистость звериной шкуры. Необременительный для детского восприятия текст и реалистическое, основанное на долгом наблюдении изображение животных дополняют друг друга, формируя у ребенка цельное представление о персонажах. Обычно текст сопровождается «портретами» зверят, данными крупным планом, с минимально намеченной обстановкой вокруг. Художник подчеркивает смешные и трогательные, «детские» черты в облике малышей: озорные медвежата шалят на страницах «Ежа» (№ 10, 1929), пушистыми комочками облепили маму тетеркины дети («Чиж», № 10, 1936).

Чарушин выбирает для изображения именно те позы, в которых лучше всего проявляется своеобразие строения тела и поведения животного. Изобретательно придумана композиция иллюстрации с жирафенком («Чиж», № 10, 1934): ракурс животного позволяет передать грациозную неуклюжесть, неустойчивое равновесие, в котором, поедая цветы и траву, оказался длинноногий жираф.

«Два маленьких желтых с белыми пятнами олешка — не больше кошки ростом, стоят и на меня глазами и ушами наставились. Ножки забавные, как карандаши. Передние в коленях сходятся, а у земли разошлись в стороны. Глаза глупые, ничего еще не понимают», — точнее описать иллюстрацию, чем это делает Е. Чарушин в рассказе «Олешки» («Еж», № 5, 1930), и невозможно! (см. приложение 4)

С середины 1930-х годов в «Еже» и «Чиже» появились работы Ю. Васнецова. Его картинки  нарядные, ясные по краскам, часто симметричные, густо заполнены рисунком. Один из истоков его искусство — русская народная, наивная живопись, в частности, росписи подносов, вывески в лавках. Васнецов создавал особую атмосферу сказки, где пейзаж и животные видоизменяются, зачастую получают гиперболическую окраску. Так, в его рисунках к сказкам «Три медведя» («Чиж», № 9, 1934), «Волк и семеро козлят» («Чиж», № 4, 1935) появляется огромный лес с таинственными закатами и удачно сочиненная, разработанная обстановка домиков (см. приложение 5).

Н. Лапшин иллюстрировал в «Еже» и «Чиже» научно-художественные произведения (часто оформлял очерки М. Ильина) и никогда не давал в своих рисунках ни подробного, детально разработанного рассказа, ни сложных серийных изображений. Его любимым приемом были маленькие рисованные комментарии, как правило, разбросанные по странице, очищенные от мелочей. Можно сказать, что его рисунки были упрощенными, схематичными, но это помогало ребенку усваивать не всегда простую текстовую информацию. Художнику нужно было изобразить такую «схему», которая легко и надолго укрепилась бы в зрительной памяти, сознании ребенка. Так появились многие рисунки Лапшина: все стадии изготовления бумаги из бамбука к «Черным по белому» М. Ильина («Еж», № 5, 1928), все уголки нашей планеты к «Карте с приключениями» Е.Шварца («Еж», вся «Карта»).

В «Еже» намного меньше иллюстраций, чем в его младшем собрате «Чиже», он не так богато оформлен. В каждом номере журналы предлагали своим читателям рисованные истории, картинки с подписями, картинки для разглядывания. Н. Радлов рисовал смешные истории про животных. Его догадливые мартышки приспосабливают рыболовную сеть под удобные гамаки («Чиж», № 10, 1936). При этом рисунок занимает почти всю полосу, а текст минимален, чтобы ребенок, разглядывая этот «комикс» мог придумывать, играть.

Над созданием облика журналов «Еж» и «Чиж», каждый в своем жанре, трудились, кроме уже названных мастеров, и другие лучшие художники того времени. Б. Антоновский создал легендарный образ Макара Свирепого, придав ему портретное сходство с автором  текста — Н. Олейниковым. О затейливых приключениях умной Маши рассказал в иллюстрациях Б. Малаховский. Список художников можно продолжить: в журналах также работали Л. Юдин, А. Порет, В. Ермолаева, П. Соколов, Е. Сафонова. В. Стерлигов, Б. Семенов и многие другие.