Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 2

В числе самых достойных и интересных периодических изданий для детей — литературный журнал «Чиж и Ёж», который решил возродить традиции лучших довоенных журналов «Ёж» и «Чиж». Эти советские журналы и их «наследник» и стали предметом данной дипломной работы.

Ленинградские журналы «Ёж» (выходил с 1928 г.) и «Чиж» (выходил с 1930 г.) были организованы самобытным поэтом Николаем Олейниковым и замечательным драматургом-сказочником Евгением Шварцем. В редакции «Ежа» и «Чижа» собирался цвет детской литературы: Самуил Маршак, Борис Житков, Нина Гернет, Тамара Габбе, Виталий Бианки, Юрий Владимиров, Александр Введенский, Даниил Хармс и др. Оформляли журнал лучшие  детские книжные графики — ученики  художника Владимира Лебедева, много  сделавшего  для  отечественной  детской  иллюстрации: Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Евгений Чарушин, Николай Радлов и др. «Чиж» просуществовал до 1941 года, а «Еж» дожил только до 1935 года (через год он открылся уже под другим названием — «Костер»).

Первый номер журнала «Чижа и Ёжа» вышел в 1999 г. Журнал очень своеобразный. У него своя важная миссия — быть путеводителем в мире детского чтения, давать платформу молодым и «взрослым» писателям и художникам для апробации каких-то своих новинок, которые еще не скоро, а, может быть, и никогда не выйдут в виде книги, но в формате журнала имеют право на жизнь. «Чиж и Ёж» — это подготовка ребенка к будущему общению с «толстым» литературным журналом. «Если мы не будем делать детскую литературу захватывающей, интересной, если мы не будем стремиться сделать толстый детский литературный журнал, у вас [редакторов взрослых толстых журналов] не будет читателей через 10 лет» — заверяет редактор «Чижа и Ежа» Алла Насонова[1]. «Чижу и Ежу» удается быть увлекательным, сочетать высокохудожественное оформление с такого же уровня текстами, хотя, конечно, как и у каждого издания, у него есть свои недочеты. Они, наряду с достоинствами, будут рассмотрены в дипломе.

Дипломная работа состоит из двух частей.

В первой части речь идет о довоенных «Еже» и «Чиже»: рассказывается о яркой история журналов, о выдающихся и таких разных авторах и художниках, чьи произведения формировали «лицо» этих изданий. Затем проводится анализ «Ежа» и «Чижа», который включает следующие аспекты: структура журналов, тексты и художественно-техническое оформление,  читательский адрес.

Вторая часть посвящена новому «Чижу и Ежу» и по строению подобна первой. Журнал рассматривается в сравнении со своими предшественниками.

В первой части диплома автор имеет возможность опираться на историко-литературные материалы: о довоенных «Еже» и «Чиже»  существует много публикаций, в основном, в периодической печати. Так, в статье Л.Н. Колесовой «Публицистика детских журналов 20-х годов» сравниваются разные журналы того времени и говорится о роли, которую в становлении детской публицистики сыграл журнал «Ёж». В книге «Художники детской книги о себе и о своем искусстве», которую составил В. Глоцер, собраны интервью, статьи, выступления и пр. знаменитых иллюстраторов детской книги. Художники рассказывают о своих работах, методах иллюстрирования изданий для детей, а также о людях, с которыми им довелось сотрудничать. Опубликованы ценные и интересные воспоминания о редакции журналов: мемуарные очерки И. Рахтанова «“Ёж”  и “Чиж”», Э.М. Рауш-Гернет «Хармс в кругу друзей Гернет» и др. Но наиболее значительными являются воспоминания авторов и художников «Ежа» и «Чижа»: С.Я. Маршака, В.М.Конашевича, А. Пахомова и многих других.

Несмотря на обилие использованных источников, автор работы многое должен был осуществить впервые, т. к. системный редакторский анализ «Ежа» и «Чижа» никем до сих пор не проводился.