Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 16

Словесная игра, скороговорка  были в высокой степени свойственны таланту Владимирова. Он любил острые сюжетные положения, умел их создавать. Стихи его всегда содержали случай, эпизод, чаще всего анекдотического свойства. «Владимиров обладал удивительным даром — все, к чему ему доводилось прикоснуться словом, немедленно становилось детским, в нем самом жил нерастраченный инфантилизм <…> он буквально упивался словесными играми, радуясь им, как тот ребенок, для которого он их создавал» — вспоминает И. Рахтанов[36]. Он владел народной формой стиха, о чем свидетельствует, например, стихотворение о том, как будили лентяя, — «Евсей», построенное на гиперболе. Сюжет стихотворения разрастается мощным крещендо, когда к лентяю вызваны двадцать пожарных частей, когда пожарный с большой бородой велит поливать Евсея из брандспойтов; вот уж мелеет Фонтанка, Нева, вот пересохла Мойка и Крюков канал, но Евсей спит. Приходят сто скрипачей, сто трубачей, приходят из цирка силачи, является рота красноармейцев с пушками, стоит невообразимый шум, а лентяй продолжает спать безмятежным сном. И только когда

Мама к Евсею вошла утром раненько:

— Хочешь, Евсеюшка, мятного пряника?

Как проснулся Евсей,

Потянулся Евсей,

Гаркнул Евсей грудью всей:

                                  — Давай![37]

Таким образом, можно отметить, что в «Еже» и  «Чиже» были и художественные, и публицистические, и научно-популярные произведения. Редакция журналов старалась познакомить своих маленьких читателей с разными жанрами литературы. По тематике произведения также были крайне разнообразны, что позволяло заинтересовать даже самого привередливого читателя и способствовало всестороннему развитию ребенка.

§5. Художественно-техническое оформление журналов «Ёж» и «Чиж»

Над неповторимым обликом «Ежа» и «Чижа», преодолевая несовершенные полиграфические возможности, создавая подлинные шедевры, которые по силе воздействия превосходили порой литературный материал, трудились лучшие художники того времени. Художественной редакцией детского отдела Госиздата в Ленинграде руководил В. В. Лебедев. Он привлекал, отбирал и растил будущих художников детской книги. Рядом с уже именитыми В. М. Конашевичем, Н. А. Тырсой, Н. Ф. Лапшиным в редакциях «Ежа» и «Чижа» под руководством Лебедева начинали работать молодые мастера детской иллюстрации. Художественный редактор был строг и принципиален в отборе своих кадров. Он искал среди художников тех, у кого был свой оригинальный материал, кто не просто создавал иллюстрации для малышей, а был причастен к современному художественному процессу. Для лучшего качества репродукции использовалась литография, и Лебедев заставлял художников работать прямо на литографских камнях.

Лебедев привлек А. A. Пахомова, для которого детская тема была своей, близкой,  Е. И. Чарушина, который был не только великолепным анималистом, охотником и любителем зверей, но и обладателем незаурядных литературных способностей. В Ю. А. Васнецове Лебедев увидел знатока русского быта, русской народной игрушки и лубка, дарование сказочника. Все они обрели известность как замечательные книжные графики, мастера литографии.

Лебедев формировал и направлял своих “учеников”, поддерживая среди них дух соревнования, безжалостно критиковал рисунки и требовал переделывать их. Обязательными требованиями к иллюстраторам «Ежа» и «Чижа» были талант, профессиональная любовь и знание предмета изображения, безукоризненное выполнение того, что заказано.