Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 7

Все это не могло не сказаться на качестве «Чижа», все еще продолжавшего приходить к своим читателям. В предвоенные годы состав редакции этого журнала сильно изменился. Новая редколлегия предпочитала спокойную воспитательную прозу, классическую сказку, стихи о хороших мальчиках и девочках.

§2. Структура журнала «Ёж»

В «Еже» публиковалось много интересного и крайне разнообразного материала. Систематизировать его, придать журналу законченный вид, связать между собой номера помогала логично продуманная система рубрик.

В журнале было много постоянных рубрик разной тематики — это «Карта с приключениями», «Клуб Ежа», «Письма иностранных пионеров», «Ежовые рукавицы» («парад зловредных школ и школьных вредителей») и др. Многие из них появлялись в  «Еже» на протяжении всего существования журнала, некоторые же существовали на страницах издания год-два и сменялись другими разделами. Каждая из рубрик имела свое неповторимое лицо.

«Ёж» поддерживал связь со своими читателями. Этому способствовали такие рубрики как «Клуб Ежа» (в 1931 г. — «Клуб Ежей»), куда писали ребята о том, как они живут и работают. В «Еже почтальоне» публиковались письма и рисунки читателей. Первоначально, в 1928 г., она называлась просто «Письма читателей», но впоследствии ее тематика расширилась: редакция старалась вовлечь школьников в создание журнала. А «Мастер Ёж» еще и давал возможность ребятам поделиться своим опытом: читатели присылали письма, где рассказывали, советовали, как сделать что-нибудь самостоятельно (как сделать песочную бумагу, мазь для медных самоваров, как починить примус, часы и пр.).

Схожей и в то же время отличающейся от «Мастера Ежа» была рубрика «Самоделка». Она с 1928 г. учила юных читателей делать вещи своими руками (сачок, пресс для бумаги и пр.). Раздел и дальше продолжал свое существование, но уже под менее удачным названием: в его названии отражался тот предмет, который предлагали смастерить, — «Как сделать лук», «Как сделать корабль?» и т. д.

Целый ряд рубрик развивал в ребятах наблюдательность, учил их быть внимательными. В 1928-1929 гг. существовала рубрика «Наше окно». «В каждом номере мы будем рассказывать, что нового на окне [в редакции], — обещали сотрудники журнала. — Заведи и ты “окно”. Пиши “Ежу”, что на твоем окне вырастет»[16]. «Фото-загадка» и «Зоркий глаз» развивали фантазию и сообразительность. Эти же цели преследовал и «КУР» — кружок умных ребят, где печатались интересные загадки, головоломки, ребусы.

Журнал умел находить новые своеобразные формы работы. Так, фотоочерки «Наше окно» и «Наши друзья», «Приятели Ежа» в каждом номере вели интересные наблюдения над растениями и животными.

Особое место в «Еже» занимал раздел «Карта с приключениями», которую придумал и создавал Шварц. «Она вела детей в самые разнообразные концы света, в ее орбиту входили маленькие занимательные рассказы, сочетающие реальность с остроумным домыслом и вымыслом»[17]. «Карта» помещалась в каждом номере «Ежа». Часто она занимала разворот, и всегда рассказ сопровождался рисунком или фотографией, помогавшими лучше представить себе место, где происходили события. Оригинальность стиля «Карты» во многом обусловлена упрятанными в самой глубине повествования юмором и пародией. Карта могла рассказывать о японской рыбацкой шхуне, приплывшей в чужой порт с мертвым экипажем, о путешествии по 75-этажному американскому небоскребу-муравейнику. Четкие смысловые, политические акценты расставлены во многих материалах, рассказывающих о жизни внутри страны. В поле зрения «Карты» были рекордные перелеты советских самолетов, эпопея ледокола «Челюскин». Об ужасах рабства шла речь в рассказах «Рабы» (1928, № 3), «Чай» (1931, № 23-24), о социальной несправедливости — «Гнездо Сиднея Джонса» (1928, № 9), «Война из-за воды» (1932, № 3), «Неоконченный рассказ» (1933, № 13).