Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 32

Многие лучшие детские художники-иллюстраторы, на сегодняшний день, живут в Петербурге и сотрудничают с «Детгизом», и некоторых можно увидеть в «Чиже и Еже» (братья Трауготы[68], Вадим Гусев, и др.). С «Чижом и Ежом» сотрудничает Иван Харкевич, старейший питерский художник, который начинал в 1937-м году в «Чиже». Петербургская школа иллюстрирования и рисования отличается необыкновенной тонкостью, и питерские книги всегда традиционно очень сильные, интеллигентные. Эту традицию и пытаются поддерживать журнал.

Главный художник журнала — Юлия Далецкая, ей принадлежит обложка самого первого номера «ЧЁ». В журнале есть и другие замечательные художники: Томара Жук, Кирилл Башков, Алексей Бахтин, Елена Сабирова, Надежда Борисова, Михаил Городецкий.

Журнал не сразу был цветным (первый цветной номер вышел в 2003 г.), но никогда не был плохо оформлен. Даже первым номерам удавалось порадовать читателей красивым цветом. Глянцевые обложка и центральный разворот каждого номера всегда были нарядными и яркими.

Знакомство юного читателя с журналом начинается именно с обложки. Обложка каждого следующего номера «Чижа и Ежа» отличается от обложки предыдущего. Часто на  ней помещается иллюстрация из книги, которая вышла или готовится к изданию в «Детгизе». Обложка в этом случае получается не только красивой, но и становится хорошей рекламой новой книги. Так № 39-40 (2009 г.) украшала иллюстрация С. Баделиной к книге С. Погореловского «О чем я мечтаю», № 37-38 — иллюстрация К. Толстой из книги А. Кутерницкого «Упрямец». В номерах обязательно печатаются отрывки и картинки из новых изданий, что становится «приманкой» для приобретения отдельной книги. Журнал рассказывает читателям о важных литературных датах: в 2004 г. было 190 лет со дня рождения Михаили Юрьевича Лермонтова — и на обложке «ЧЁ» (№ 19-20) был составлен коллаж из замечательных иллюстраций В. Траугота к произведениям поэта, а в 2005 г. исполнилось 200 лет со дня рождения Ганса Христиана Андерсена — обложку «Чижа и Ежа» № 21-22 украшала иллюстрация Н. Басмановой из книги «Дюймовочка».

Дети, как уже говорилось выше, тоже участвуют в создании журнала, присылая свои стихи, рассказы, рисунки. Иногда эти картинки становятся обложками к новым номерам (на обложке № 23-24 — 60 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне — рисунок «Гармонист» Александра Садовникова, 7 лет). Это большая награда за детский труд и старания, и огромный стимул к творчеству.

Но не все обложки так удачны. Выпуск 2-3 2002 г. приурочен к фестивалю «Город детства» и на обложке при помощи фотографии и компьютерных приемов попытались показать что-то вроде карты этого чудесного города. Однако далеко не с первого раза можно понять, что же все-таки изображено, а обложка похожа на яркое, но при этом совершенно неинтересное пятно (см. приложение 6).

«Чижа и Ежа» интересно рассматривать. В нем нет ни одной страницы без иллюстрации, и все они выполнены в разных стилях. Цветовая гамма всего журнала сочная, но при этом не кричащая, преобладают пастельные цвета, приятные для глаза. На рисунках можно увидеть каждый штрих карандаша художника, каждый мазок кисти. Так видны все нарисованы цветным карандашом иголочки ежей на развороте «ЧЁ» за 2002 г. (выпуск первый) (художники А. Войцеховский, П. Войцеховский, А. Ильина, С. Рыженкова). И в таком рисунке допустимы ненатуральные позы животных, неправильно нарисованные лапы, ведь иллюстрация похожа на детскую картинку, и от этого ежи получаются потешными, очаровательными (см. приложение 7). А иллюстрация В. Цимары к рассказу Е. Мурашовой «Жизнь белой мыши» (№ 25-26) будто нарисована цветными мелками, и от этого такая фактурная, насыщенная, к ней хочется прикоснуться. Рисунок, выполненный техникой, напоминающей ребенку те графические приемы, которыми он творит сам, повышает детский интерес к творчеству, делает искусство доступным. «Когда он видит, что теми же карандашами, которыми работает он, таким же пером, штрихами, достижимыми для его детской руки, могут быть созданы образы, его волнующие или его веселящие, — он естественно находит в этом новый стимул для своих творческих упражнений и приближается к настоящему пониманию искусства», — говорил Н. Радлов[69].