Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 11

Публицистический раздел любого литературного журнала больше, чем все другие разделы, дает основание судить о направленности журнала, о степени его современности. Поскольку «создание публицистических произведений для детей было делом новым, не имевшим каких-либо сложившихся традиций ни в дореволюционной, ни в молодой еще советской литературе», то, прежде всего, «необходимо было решить, какие вопросы должны найти отражение в детских журналах, и как их преподнести юному читателю, сообразуясь с его восприятием»»[24]. Отбором и оформлением публицистического материала «Еж» не был похож на другие журналы. Статьи, как таковые, печатались в журнале крайне редко. Достаточно распространенным жанром были очерки, небольшие заметки, и даже репортажи. По-настоящему талантливое освещение получил 10-летний юбилей Красной армии в очерке Н. М. Олейникова «Сколько тебе лет?» (1928, № 2). Обращаясь к читателю с этим вопросом, автор словно взвешивает, сможет ли десятилетний мальчишка понять всю важность и серьезность того, о чем Олейников хочет ему рассказать. Автор говорит с читателем серьезно, как со взрослым. В очерке дан ответ на вопрос: почему голодная, раздетая и плохо вооруженная Красная армия победила всех врагов? Но ответ исходит не от автора — он вложен в уста врага Красной армии и революции белого генерала Семиколенова: «Отчего нас разбили? У нас были опытные командиры, мы были сыты, обуты, одеты, нам помогали союзники, у нас были танки. А украсных ничего не было. Но красные знали, за что боролись, и потому победили. Надо сказать правду: рабочие и крестьяне не с нами, а с ними»[25]. Так в «Еже» очередная юбилейная статья была заменена полнокровным, сюжетным, композиционно законченным произведением, в котором действовали ярко обрисованные герои. Это было совершенно новое явление в литературе, положившее начало возникновению жанра детской художественной публицистики. Основателем его можно по праву считать замечательного человека и талантливого литератора Н. М. Олейникова. В журнале было опубликовано еще два художественных очерка, принадлежащих его перу и посвященных очередным юбилейным датам. С огромным интересом читались произведения Н. Олейникова, написанные о жизни за рубежом: «Прохор Тыля» (1928, № 4) и «Отто Браун» (1928, № 5). По своей художественной природе оба текста могут быть отнесены к жанру политического фельетона.

В этом же направлении работали в «Еже» Б. Житков, М. Ильин, В. Кетлинская, Л. Савельев, С. Безбородов, Е. Шварц и другие, разрабатывавшие самые злободневные темы, выдвинутые временем.

Начало 30-х годов — это первые пятилетки развития народного хозяйства Советского Союза, заполнившие полосы газет и страницы журналов. Естественно, что о принципах новой системы хозяйствования писали и все журналы для детей. Но здесь нельзя было ограничиться столбцами цифр и штампованными газетными формулировками. Чтобы 10-12-летний читатель понял весь этот тяжелый для детского сознания материал, нужно было заставить работать его воображение, необходимы были доступность и простота, не опускающиеся до примитивности, многообразие интересных событий и фактов, ведущих к обобщениям.