Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 10

Из переменных рубрик хотелось бы обратить внимание на «Чижа художника». Любимое занятие детей — рисование. И именно в этом разделе Ваня Мохов вместе с художниками «Чижа» учил ребят рисовать. Развлекательную, развивающую функцию выполнял и раздел «Раскрась сам».

Поскольку журнал был адресован еще совсем маленьким читателям, в  «Чиже» было много переменных рубрик развлекательного характера, целью которых было всестороннее развитие ребенка. С «Чижом изобретателем» дети учились делать вещи своими руками. В рубрике «Кто они?» по силуэтам предлагалось отгадать животных или персонажей из сказок. Журнал изобиловал загадками, ребусами и головоломками, которые должны были развивать логику, наблюдательность у ребенка (например, «Задачи Чижа», «Картинки для разглядывания»). «Письмо-загадка» представляло собой текст, где некоторые слова были не написаны, а нарисованы. Иногда на страницах журнала появлялись песенки с нотами.

Раздел «Страница малыша» предназначался совсем еще крохам (иногда он назывался «Прочитай малышу»). Обычно он занимал целый разворот, на котором печатались замечательные стихи Маршака, Введенского и других детских поэтов. Стихи неизменно сопровождались яркими, выразительными иллюстрациями.

В разделе «Познакомьтесь, пожалуйста!» ребятам рассказывали о жизни людей различных национальностей, живших в Советском Союзе.

Хорошо работал в журнале «сквозной» персонаж — Ваня Мохов. Он появлялся на первой странице журнала и заставлял читателей перелистывать весь номер, чтобы вновь отыскать Ваню на последней странице.

Д. Хармс создал цикл рассказов о профессоре Трубочкине, остроумнейшим образом отвечавшем на вопросы читателей, придумывал комиксы о похождениях «Умной Маши». Маша, всегда умевшая найти простой выход из самых затруднительных положений, очень полюбились детям и тоже стала постоянным, переходившим из номера в номер персонажем.

В 30-е гг. в «Чиже» появлялись за подписью Хармса истории о Карле Ивановиче Шустерлинге — непонятливом человеке. С Карлом Ивановичем всегда что-нибудь происходило. Оказываясь в затруднительных положениях, Шустерлинг просил ребят помочь ему. От имени Шустерлинга читателям журнала предлагались веселые задачки на смекалку.

§4. Жанрово-тематический анализ журналов «Ёж» и «Чиж»

Редакция и авторский коллектив журналов находились в постоянном поиске литературных и художественных новаций, нешаблонных форм подачи материала. «Материал подавался не просто, а всегда с каким-нибудь “подходом”, благодаря чему запоминался лучше. Так уж устроена наша память, что быстрее и прочнее мы запоминаем боковое, не прямо относящееся к делу. Сотрудники “Ежа” и “Чижа” отлично знали это свойство и умели им пользоваться. С этой точки зрения, их работа представляла собой педагогику в самом высоком смысле этого искусства»[22].

Большинство авторов приходило в редакцию не с пустыми руками, а с определенным багажом, с определенной подготовкой. В большинстве случаев они не ограничивались простой популяризацией, перепевами материала, уже известного взрослым, а производили самостоятельную разработку и собирание материала.

У «Ежа» были самостоятельные беллетристы, публицисты, поэты, репортеры. М. Ильин всегда давал в своих очерках новую, захватывающую информацию. Если И. Костарев посылал корреспонденции с Дальнего Востока («Командарм» — «Еж», 1930, № 4), то эти корреспонденции были написаны не по газетным вырезкам, а по свежим живым впечатлениям.

«Журнал представлял собой настоящую творческую лабораторию, где испытывались новые формы, кристаллизировались новые жанры, росли и закалялись кадры детских писателей» — отмечает Л. Кон в своей работе[23]. Именно в «Еже» впервые были опубликованы «Мистер Твистер» С. Маршака, повесть К. Чуковского «Солнечная». Здесь увидела свет и поэма К. Чуковского «Айболит». Здесь появились первые научно-художественные произведения М. Ильина об истории материальной культуры, вошедшие потом в книгу «Сто тысяч почему». На страницах «Ежа» начали печататься исторические повести Тынянова. В форму занимательных приключений постоянно облекался в этом журнале материал злободневный — политический, бытовой, учебный.